Систему обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО) летом ждут большие перемены: помимо прекращения с 1 июля оформления ПТС в бумажном виде, что, по оценкам некоторых специалистов, может повлечь за собой трудности с оформлением ОСАГО, с 31 августа коридор тарифов обязательных страховых автополисов заметно расширится. Ну а средняя стоимость страховки вырастет, предположительно, на 20 %. Также в Думу внесён законопроект, который предполагает возможность оформлять полис ОСАГО на срок от одного дня, что значительно облегчит жизнь автомобилистам, которые, например, перегоняют машины из одного города в другой...
Эксперт "Радио России" по автомобилям Андрей Осипов при этом настроен скептически. Во-первых, он не согласен, что с июля возникнут проблемы с покупкой полисов ОСАГО из-за прекращения оформления бумажных ПТС. Ноги этих слухов растут из того, – уверен эксперт, – что среди тех баз данных, которыми пользуются автостраховщики, нет пока ни одной, которая бы администрировала выдачу ПТС и их регистрацию в электронных базах данных МВД. Но надо здесь не забывать ещё две вещи. Во-первых, всё-таки это произойдёт не за один день – и об этом неоднократно заявляло то же самое МВД. Это будет планомерный переход в течение года. И только к 1 июля 2019 года мы полностью избавимся от бумажного ПТС. Во-вторых, – добавляет Андрей Осипов, – вопрос состоит ещё и в том, что надо создать соответствующую базу паспортов транспортных средств. Её нужно будет соответствующим образом защитить. И, в конце концов, большая часть ПТС нужно будет перенести в эту базу. Доступ к ней будет предоставлен МВД и тем же самым страховщикам. То есть, они в режиме онлайн смогут проверять. И ПТС не нужно будет автовладельцу предъявлять при покупке полиса ОСАГО.
Возможно, за оставшийся месяц, появится некий орган, который как раз и будет в себе содержать информацию об электронных паспортах транспортных средств на новые автомобили. Ведь эта проблема прежде всего относится к тем машинам, которые будут проданы ближе к 1 июля или после. Эта проблема не коснётся авто, которые продаются сейчас, и никоим образом не должна затронуть автовладельцев, которые имеют на руках бумажный ПТС, - подчёркивает Осипов. Надо надеяться, что проблема всё-таки будет оперативно решена, хотя в нашей стране мы зачастую сталкиваемся с такими вещами, как несогласованность действий различных органов власти. Есть Российский союз автостраховщиков, есть Центробанк, который является регулятором рынка ОСАГО, и есть МВД и другие государственные органы, которые зачастую между собой договориться не могут.
Впрочем, если быть совсем пессимистом, надо будет посмотреть, как дела будут обстоять с 1 июля в тех же самых регистрационных подразделениях ГИБДД. Вполне вероятно, что официальные дилеры подстрахуются и будут выдавать бумажный аналог ПТС. Если вы сейчас покупаете новую машину у официального дилера, то, как правило, эта машина произведена несколькими месяцами ранее, и ПТС у неё ещё в бумажном виде существует. То есть, это дело будет касаться машин, ввезённых или произведённых после 1 июля, то есть, с того момента, когда таможенные органы или МВД перестанут выдавать их в бумажном виде, а будут их вносить в некую электронную базу данных. То есть, реально автовладельцы с электронными ПТС появятся на российских дорогах не ранее второй половины июля, а то и ближе к осени 2018 года.
Повышение стоимости ОСАГО и сермяжная правда нашей действительности
Актуальный вопрос для всех автомобилистов – вырастет ли стоимость полиса ОСАГО? Как ни печально это констатировать, таков тренд нашей страны, и он связан с двумя вещами: во-первых, Российский союз автостраховщиков неоднократно заявлял (его, кстати, поддерживала большая часть страховых компаний), что полисы ОСАГО (и вообще операции с гражданской ответственностью владельцев автотранспортных средств) для них оказались весьма и весьма убыточным делом. Они давно призывают к либерализации рынка. И в их словах есть некая сермяжная правда. Рынок давным-давно нужно было либерализовывать, – уверен эксперт, – потому что регулятором всех предельных цен оказывается Центробанк. Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит не только от типа транспортного средства, мощности силового агрегата и его владельца, но и от тех коэффициентов и ставок, которые устанавливает Центробанк. Зависит цена также от региона проживания и региона регистрации машины. Именно поэтому Южный федеральный округ для автостраховщиков чрезвычайно убыточен, потому что там самые низкие цены на ОСАГО, а аварийность там, к сожалению, чрезвычайно высока. Поэтому страховые компании там и несут огромные убытки.
Кроме того, не надо забывать, что сейчас в стране увеличился лимит выплат по полисам ОСАГО по тем ДТП, которые оформляются без участия ГИБДД. С 1 июля он повышается до 400 тысяч по всей стране, а для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей он уже фактически безлимитен. Сейчас зачастую, когда вы оформляете аварию, сотрудники ДПС вообще не приезжают на оформление аварии. Говорят по телефону, чтобы мы заполнили те бланки, которые у нас есть, и обратились в страховые компании. Это связано с тем, что МВД вообще хочет немного отойти от оформления ДТП, переложив этот процесс на плечи самих автомобилистов. Как бы это грустно и жёстко ни звучало, на самом деле это продвигает нас немного ближе к развитым странам. Потому что, если в Европе или в Америке вы попадаете в ДТП и нет пострадавших, то, как правило, никто полицию и не вызывает. Водители обменялись карточками и адресами страховых компаний – и каждый поехал по своим делам, если машина в состоянии двигаться, или вызывают эвакуатор, если не в состоянии...
Полностью беседу автоэксперта Андрея Осипова с ведущими слушайте в записи эфира "Радио России".