Очередной ранний подъем. В 5 утра я начала выпрашивать у будильника ещё пару минут сна, но надо было бегом собираться и ехать в аэропорт. Путь предстоял в Индонезийскую столицу - город Джакарту. Целью моей поездки является очередное получение визы. Желание сэкономить и нелюбовь к Куала-Лумпуру натолкнули меня на мысль о посещении столицы - хочется новых впечатлений.
Моё путешествие в Джакарту началось с задержки рейса. За 40 минут до вылета я прибыла в аэропорт. Тут же узнала, что мой рейс задерживается на 1:20. Информации на доске Departues никакой не было, Lion Air тоже ничего не сообщил. Как будто весь экипаж проспал и меня не предупредил. По негласной статистике, подавляющее большинство местных рейсов всегда задерживается. Опоздание на час-два - норма. Поэтому, покупая билеты обратно с острова Бали с небольшой пересадкой в Джакарте, вы рискуете раскошелиться на новые билеты. Ещё одной особенностью внутренних индонезийских перелетов является небрежность. Я спокойно пронесла в самолёт бутылки с водой, а на досмотре просто прошла мимо всех с красным рюкзаком на плечах, никому не показав содержимое.
Вечно можно смотреть на несколько вещей: на то, как горит огонь, течёт вода и индонезы пытаются скооперироваться и начать работать. Вечность пройдет, а они все ещё будут собираться. Обещанное время посадки уже давно прошло, а самолёт все ещё не приехал ко мне. Спустя ещё час нам все же удалось взлететь.
В Джакарте делать нечего. Совсем. Для обычного туриста, который едет далеко-далеко за дорого-дорого в поисках великолепной природы, красивой архитектуры или теплого моря, город будет не интересен. Достопримечательностей, на которых стоит посмотреть тут нет. Есть жара, духота и пробки.
Перед поездкой много читала о том, какие ужасные, тягучие и не прошибаемые пробки захватили весь город. Причем дороги забиты чуть ли не круглосуточно и в любой день недели.
Как оказалось, в субботу машин было очень мало, что позволило добраться из аэропорта до центра за полчаса и 100 000 рупий (примерно 500р). Широкие пыльные дороги, отсутсвие большинства правил ПДД не удивили. Альтернативой такси может быть местный “аэроэкспресс”, цена - 70.000 с человека + 20 минут ожидание поезда. В пути такой поезд будет минимум час.
Удивили таксисты, которые не хотели везти туриста только потому, что он умный и заказывает такси через приложение, а не берет первую попавшуюся машину и за тройную цену не едет пару километров. Пять таксистов отказались от меня, бросив трубку и не объясняя причин. К тому же, если 10 человек откажутся ехать за, допустим 100 рублей, то для 11-го цена будет 1000. Надо же как-то компенсировать "простой". Водят они ещё безобразнее, чем на Бали. Дороги шире, скорость выше, а смотреть по зеркалам по прежнему не надо. Мой таксист был готов развернуться прямо на трассе с односторонним движением и поехать по встречке, ведь он не заметил съезд, а объезжать лень. Поток ехал со скоростью 60. Я крестилась со скоростью 160.
Метро в городе нет. В планах есть.
Дороги разбиты. Честнее сказать - у них вечный ремонт. Очень много участков в городе раскопаны и оставлены на потом. Те дороги, что починены - кривые, косые с ямами и выпуклостями, ты больше скачешь, чем едешь.
Для понимания “загруженности” приведу пару примеров.
- население Джакарты - примерно 9,6 миллионов
- население Москвы - более 12,5 миллионов
при этом:
- площадь Джакарты - 664 км2
- площадь Москвы - 2 561 км2.
Догадываетесь, как там тесно, шумно, многолюдно? Где все эти люди были в субботу - непонятно. Но ни одной существенной пробки мне действительно не попалось. Людей особо тоже.
90% жителей ездят в шлемах. Не в шлеме они готовы будут поехать максимум в соседний двор. Остальные ездят на машине. Кому повезло меньше - на общественном транспорте или в тук-туке.
Город совершенно не предназначен для пешехода. Перебегать улицу, держа все свое с собой - норма. Лучше не надеяться, что машины расступятся, когда вы начнете движение. Можно найти светофор, но он будет только для авто, возможности пройти дорогу не предоставится. Наземные переходы заканчиваются автобусной остановкой, покинуть которую можно будет только перелезая через забор или заплатив за автобус. Такие остановки нужны, чтобы разгрузить “поток” спешащих пешеходов. Чтобы попасть на остановку, надо заплатить, тем самым пассажиры не тратят время на оплату при входе в автобус, не создают толкучку, а значит - садятся быстрее. Все автобусы оснащены “завышенным дверями”, то есть залезть в автобус можно только с этой остановки, с высоты почти метр.
В Индонезии расслоение общества на очень бедных и очень богатых ярко выражено. Одни радуются покупке нового Макларена, другие всю жизнь убирают грязь на полуденной жаре. Промежуточный вариант встречается редко. Те, кто имеет хороший доход, ухожены, дорого одеты и выглядят как настоящие столичные жители. Но большинство - простые люди, ничем не отличающиеся от тех, что я видела на Бали или остальной части острова Явы. Мне иногда кажется, что миры “богатых” и “бедных” даже не представляют о существовании друг друга.
Столица напоминает обычную деревню, только среди общей небрежности, самодельных кафе, мусора и бедности тут встречаются высокие современные здания (есть бизнес квартал) , ж/д пути и общественный транспорт. Те, кто хорошо зарабатывает, куда-то спешат с озадаченным лицом. Остальные даже не делают вид, что заняты хоть чем-то. Зачем откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра?
Мне понравилось, что никто не пристает. Тут не кричат “купи банан/кокос/полотенце/лук со стрелами”, не пытаются тебя посадить в такси или предложить любые свои услуги. Захочешь сам подойдешь и спросишь. Оказывается, так тоже можно.
Не стану лукавить, что светловолосая девушка в платье притягивает к себе взгляды прохожих. Особенно, если она гуляет по Джакарте в рамадан с католическим крестом на шее. В то время, как по островам проносится волна терактов, где мусульмане борются с католиками. Поэтому близко пройти к самой большой мечети я не рискнула, а вот католический собор все же посетила.
От голландцев индонезы приняли багеты, но не религию. Католиков тут очень мало. Все же было неожиданно увидеть множество людей на службе. Все были приветливы, дети задавали кучу вопросов. Никакой опасности и никакого кошмара, как в российских новостях.
Я не вижу смысла рассматривать современные бездушные и некрасивые здания, поэтому отправилась в центр. Оказалось, что старый колониальный центр существенно разбавлен современными постройками, мусором и грязью. Я бы сказала, эти постройки еще надо найти. В “оцифрованной версии” города они выглядят лишними, а жаль. Современный стиль - это модные, при этом безвкусные дома, рядом с которыми будут стоять полуразвалившиеся хибары. Спереди, сзади и сбоку будет мусор. Настоящая столичная жизнь выглядит так. Эту картину отлично дополняют животные с проплешинами и язвами (оно так выглядит).
Обычно, туристы редко появляются в городе, поэтому все внимание прохожих достанется вам. Горожане будут с любопытством разглядывать вас с головы до пят и провожать вас взглядом. Все приветливы, вполне дружелюбны. На камеру тоже реагируют хорошо, даже позируют. Если вы захотите покушать чего-то местного, то подтянется народ, дабы посмотреть на то, как вы это съедите. Жареных тараканов тут нет. Есть обычная еда - супы, макароны и рис с чем-нибудь. Представления о чистоте или санитарных нормах тут тоже нет, ровно, как и туристов, которым они могли бы понадобиться. Если верить картам, то ближайший Макдоналдс или Бургеркинг находятся в Куала-Лумпуре, Сингапуре или Бали.
Местные не стесняются выставлять весь свой быт напоказ, все как и в любой части Индонезии. Иногда хочется поставить ширму, чтобы не видеть лишнего.
Грязно.
Очень грязно.
Спустя какое-то время пеших прогулок, ты начинаешь замечать жару. Мозг плавится и постепенно начинает закипать.
Можно жечь кокосы в центре города.
Из достопримечательностей - аккуратно собранные, по азиатским меркам, провода.
Зато в пробке можно масло поменять. Тут есть выездной мастер ремонта, который может встать на любой дороге с табличкой и помогать нуждающимся или приехать к вам.
В общем, делать тут нечего, смотреть тоже. Можно заехать сюда на один день, этого вполне достаточно.