В уральской столице живет немало иностранцев. Здесь они учатся, работают, отдыхают, словом — познают нелегкий быт уральских горцев в полной мере. Мы спросили у экспатов, как они оценивают Екатеринбург.
Взгляд со стороны — один из самых честных, а познавать в сравнении города и страны — интересное и умудряющее занятие. Какое впечатление производит уральский климат на выходца из Туниса, насколько удобна местная городская среда для европейца и — животрепещущий вопрос — легко ли налаживать человеческие связи с суровыми екатеринбуржцами? Ответы на эти и другие вопросы подтвердили ряд стереотипов, но и заставили нас задуматься, по-иному взглянуть на некоторые привычные вещи. И, признаемся, вызвали приступ гордости за малую родину, даже если сделать скидку на то, что иностранный гость просто из вежливости не станет говорить плохо о своем host-city.
Обиди Бомоло, музыкант. Демократическая Республика Конго
Мы живем со львами
— Холодно… Холодно здесь, погода непредсказуемая, меняется очень резко, очень долгая зима. Город удобный, но если говорить про транспорт, то дороги — очень плохие. И в центре города все очень плохо: дороги узкие, движение всегда плотное, особенно утром или после шести вечера, пробки постоянно, ремонт дорог — тоже постоянно. Не очень удобно в этом плане. А сам город очень хороший, красивый, он стал красивее, чем когда я только приехал 10 лет назад, много всего нового. Вокруг меня хорошие друзья и знакомые.
В Екатеринбурге люди более простые, более общительные, чем в Москве, где я тоже жил. А если говорить про людей в целом, то есть и сложность. Сложность состоит в том, что здесь люди только-только начинают привыкать к нам, как говорят в России, темнокожим. Люди нас еще не знают и постоянно случаются какие-то дикие вопросы и реакции, хотя и без агрессии. Случается много смешного, если ходить пешком или ездить на общественном транспорте. В автобусе или троллейбусе меня часто за косички трогали, они хотели почувствовать разницу между нашими волосами и своими, просили разрешения потрогать. Иногда люди подходят и спрашивают: у нас, в России, дома живут кошки и собаки, а у вас в доме что? И я им часто отвечаю, что мы живем со львами.
Александер Мозер, шеф-повар Отеля Хаятт Ридженси. США
Как можно брать в рот окрошку?
— Когда я впервые услышал название Екатеринбург, я и понятия не имел, где он находится, а затем нашел эту точку на GoogleEarth. Я подумал тогда: это в центре России, интересно, там есть электричество и водопровод? Как я ошибался в своих предположениях! Прежде я работал во многих других странах, но Урал точно стал для меня одним из самых интересных мест. Когда я только прибыл в Екатеринбург, я растерялся. Я не знал русского, не мог разобрать надписи и указатели на улицах, но я всегда находил дорогу домой с помощью местных жителей. У меня никогда не было плохого опыта с местными людьми, они очень добрые, семейственные и всегда готовы помочь, особенно иностранцу.
Когда кто-нибудь говорит о России и называет Москву и Санкт-Петербург, я всегда отвечаю: «Вы забыли о Екатеринбурге! Вот где стоит побывать». Я думаю, это и есть настоящая Россия. Екатеринбург похож на любой другой большой город. Здесь есть места, куда можно сходить, и места, где лучше не показываться. Если вы открытый человек, то легко заведете друзей, особенно со стопкой водки в руке в ночном клубе или пабе. Конечно, не все здесь мне нравится. Например, время, когда чудесный снег начинает таять, и город становится серым и грязным. Как шеф-повар я интересуюсь местными блюдами, и я полюбил солянку, это просто лучший суп! Но двух вещей я не могу понять: как можно брать в рот окрошку и еще эту сушеную соленую рыбу, которую русские едят с пивом.
Кха Нгуен, студентка. Вьетнам
Я могу сказать «Yekaterinburgers»?
— Многие из моих друзей, получивших стипендии на обучение в Екатеринбурге, не выбирали этот город, за них это сделало российское министерство образования. Со мной иначе, я выбрала город сама. Хотя на самом деле, я знала о Екатеринбурге не больше, чем они, Википедия дала кое-какую информацию. Конечно, я не думала, что Екатеринбург будет напоминать экстравагантную Вену, романтическую Венецию или элегантный Париж, но образы замков, архитектуры Готики и Возрождения были в моей голове. Когда я оказалась здесь, то не обнаружила ничего подобного. Зато жители города оказались чем-то особенным. Конечно, люди в России отличаются от вьетнамцев. Но вышло так, что люди Екатеринбурга (я могу сказать «Yekaterinburgers»? ) проникли в мое сердце. Они настолько дружелюбны, вежливы и очень добры. Они всегда готовы помочь вам в любых обстоятельствах,даже если вы не просите.
Помню, однажды я выбирала пирожное в продуктовом магазине, и пожилая женщина, стоявшая рядом, посмотрела на выбранный мною кусочек и сказала сладким, мягким голосом: «Вам не стоит брать это пирожное. Я пробовала, это невкусно. Выберите вот это (она указала на свое пирожное), в нем больше слоев и шоколада» . В другой раз я хотела пойти в «Гринвич», но я понятия не имела, где это и как туда добраться. Я пошла на кухню в общежитии и спросила Диану (это моя русская соседка, правда, мы никогда не разговаривали, потому что она слабо знает английский, а я не говорю на русском вообще). Она сказала: «Подожди!» — побежала в свою комнату и вернулась со своим смартфоном. Она показала мне карту и путь до «Гринвича». Ее стремление помочь мне сделало мой день. У меня есть много подобных историй, но я боюсь, что они займут много страниц. Как иностранка, живущая в России и не говорящая по-русски, я не могу просить о большем. Екатеринбург — безопасный, мирный город. Это идеальное место для иностранных студентов, таких как я. Я хочу за 5 лет своей учебы исследовать этот город. И жду не дождусь Мундиаля-2018. Это будет первый раз в моей жизни, когда я смогу наблюдать Чемпионат мира по футболу на стадионе!
Жереми Жонкур, студент. Франция
В нашем сознании Россия была более холодной
— Нас пятеро французских студентов в Уральском государственном университете экономики. С самого начала все были радушны и очень добры. Это удивительно, потому что в нашем сознании Россия была более холодной и не такой открытой к иностранцам. И мы были в самом деле поражены и счастливы видеть, что это вовсе не так! Во время нашего пребывания здесь все были и остаются очень дружелюбными с нами, это здорово. Мы живем в общежитии, в самом начале было немного сложно, потому что есть только самые элементарные условия для комфорта, но зато приятно жить с другими русскими студентами на одном этаже, мы рады! Повседневная жизнь, конечно, очень отличается от европейской по всем пунктам: общественный транспорт, еда, погода и т. д.
Что касается погоды, то мы немного боялись этой зимы, но в конце концов привыкли, что каждый день — отрицательная температура. А что касается города, мне он очень нравится, он огромный, но не слишком, центр очень красивый, и всегда есть чем заняться студенту — рестораны, бары, торговые центры повсюду, много клубов, Оперный театр очень хорош! Мы можем легко перемещаться по Уралу и знакомиться с регионом, кататься на лыжах… Я вижу много новых зданий, экономика выглядит совсем неплохо. В заключение хочу сказать, что я действительно наслаждаюсь своей жизнью здесь, у меня есть еще три месяца, прежде чем я вернусь во Францию,так что, думаю, я еще успею получить много удовольствия в Е-Ка!
Айхам Али, музыкант. Сирия
Жители Екатеринбурга виртуозно ходят по грязи
— Здесь невероятно холодно! У меня есть одна фотография, которая демонстрирует погоду в Екатеринбурге: на фото я иду по улице в —40. Я чувствовал тогда, что должен был умереть. В Дамаске все не так. Если на термометре будет —1, день объявят нерабочим, все школы, университеты и компании закроются из-за холода. Городская среда в Екатеринбурге довольно развита, хотя и уступает Москве, но этого вполне достаточно. Люди здесь очень добры, с ними так просто говорить, особенно если находится общий интерес. Например, как музыкант я нашел много интересных людей на вечеринках, которые я устраивал, с новыми знакомыми было так просто вести хорошие и интересные разговоры.
Одного я до сих пор я не могу понять: как люди в Екатеринбурге перемещаются по грязным улицам, так что их обувь остается чистой? Мне это не удается. И я это ненавижу, потому что когда я хочу пойти на встречу, мои ботинки и брюки покрываются уличной грязью, это ужасно. Наконец, я хочу сказать, что очень рад быть здесь, в Екатеринбурге, который дает мне возможность испытать другой образ жизни.
Итак, мы снова подтвердили старую максиму: дураки и дороги составляют главное несчастье местной жизни. В остальном же — прогноз оптимистический: транспортная инфраструктура, интенсивно развивающаяся городская среда и местное население производят положительное впечатление и даже мирят с таким явлением, как уральский климат. Удивительно то,что привычная для екатеринбуржцев форма взаимной поддержки и обыкновенное внимание к людям — оказываются чем-то примечательным. Это наводит на мысль, что несмотря на наши переживания по поводу жестокосердия и уровня преступности, человеческий фактор в Екатеринбурге на общем глобальном фоне остается позитивным параметром. Стоит только поработать над сдержанностью и уважительным отношением к людям, которые отличаются от нас, — и город сделает еще один шаг вперед как место, удобное для жизни.