В начале XVI века в Средиземном море хозяйничал могучий и непобедимый корсар Хайреддин Барбаросса. Унаследовав после смерти брата огромную флотилию пиратских кораблей, он весьма успешно развил семейный бизнес. Хайреддин действовал от имени Османской империи и со своей базы в Алжире совершал набеги на богатые прибрежные города.
Успехи пирата были столь очевидны, что султан Сулейман I пожаловал ему титул главнокомандующего турецким флотом. С другой стороны, действия османского корсара вызвали сильное недовольство папы римского Павла III.
Терпение у христианского лидера окончилось после того, как Хайреддин-паша захватил и присоединил к Османской империи целую группу принадлежавших Венеции островов.
Антипиратская компания
В 1538 году для противодействия османскому флоту Павел III объединил несколько государств в Священную лигу. Антипиратская колиция состояла из Венецианской республики, Папской области, рыцарей Мальты, Генуэзской республики и Испании с вассальным Неаполем, а также Сицилией. Командующим объединенным флотом был назначен генуэзский адмирал Андреа Дориа.
На тот момент корсарская эскадра Хайреддина Барбароссы состояла из 122 гребных судов. Священная лига обладала куда более значительной мощью. В ее составе насчитывалось порядка 300 кораблей, из которых чуть больше половины были гребными галерами, а остальные — парусными судами.
В сентябре 1538 года антипиратская эскадра Андреа Дориа собралась у венецианского острова Корфу, а затем предприняла несколько безуспешных попыток отбить удерживаемую турками Превезу.
Благодаря численному превосходству союзники чувствовали себя в относительной безопасности, однако, дабы не попасть под огонь вражеских береговых батарей, старались держаться открытого моря.
Атака корсаров
Утром 28 сентября 1538 года Хайреддин Барбаросса неожиданно атаковал флотилию Священной лиги, стоящую в заливе Амвракикос, неподалеку от Превезы. Нападение было столь внезапным, что союзникам понадобилось целых три часа, на то чтобы сняться с якорей и привести суда в боевую готовность.
Опытный корсар Барбаросса подгадал для начала боя удачный момент. На море стоял штиль, и парусные суда союзников, зависимые от ветра, не могли активно маневрировать.
Адмирал Андреа Дориа пытался зажать турецкие галеры между своими гребными судами и парусниками, но потерял время, не нанеся врагу существенного урона.
Пользуясь своей подвижностью, юркие галеры пиратов один за другим топили и захватывали союзные корабли. Мощный отпор османам сумел дать лишь крупный флагманский галеон венецианского флота, огнем своих пушек повредив множество вражеских кораблей, но так и не потопив не один из них.
Уже к вечеру того же дня, корсары Барбароссы уничтожили 13 и захватили 36 судов, более 3000 моряков погибло или попало в плен. Османы не лишились ни одного корабля, но понесли потери: около 400 человек убитыми и 800 ранеными.
Адмирал Андреа Дориа не пожелал продолжать сражение и на следующее утро, несмотря на протесты остальных союзников, со своей частью флота двинулся в обратный путь. Поход против Барбароссы полностью провалился.
Нет резона
По мнению историков, Андреа Дориа изначально не был в восторге от идеи воевать с османскими корсарами. Во-первых, удары турецкой флотилии были направлены в первую очередь против Венеции, давнего соперника Генуи, и генуэзский адмирал Дориа примкнул к союзу лишь по воле римского папы. Во-вторых, ему принадлежало несколько кораблей, и он не желал лишиться ценного имущества.
Как бы то ни было, Хайреддин Барбаросса широко развернулся в Средиземноморье и вскоре захватил почти все принадлежащие христианам острова. Венеция была вынуждена заключить с Османской империей мирный договор, выплатив огромную контрибуцию.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Подлый обман османов — как пала последняя христианская твердыня Кипра
Самая долгая осада в истории: 22 года турецкой блокады из-за украденного гарема