В этой истории о большой трагедии маленькой девушки не будет фотографий, сделанных во время болезни, не будет обвинений, жалоб, а только надежда на будущее и вера в людей.
Она старше меня. И всё равно, когда мы познакомились ещё студентками, собравшимися работать вожатыми в лагере, я была Ленка, а она Леночка. В полтора раза ниже и тоньше и улыбчивее стократно. Натурально, я такой улыбки не встречала больше ни у кого. Высокий открытый лоб, ясные голубые глаза и улыбка в пол-лица. Дюймовочка. Но Леночкой она была не только потому, что выглядела хрупкой - нет. Живая, деятельная, принципиальная, мудрая и заботливая. Заботушка.
В её характере было и воли, и силы многое брать на себя, нести и доносить, решать быстро и верно, справляться, преодолевать, не рушить, а создавать, строить, возводить. Нет, не было - есть и сейчас, и даже больше.
Кома
Мы встретились со Светой, сестрой Леночки Казаковой, почти год спустя после трагедии:
- Леночка вернулась из Китая и заболела. «Что-то мне очень жарко», - градусник показал 38,9. Мы боролись с температурой все выходные, думали, она простыла в дороге. В понедельник вызвали врача. Лена сдала анализы, сделала флюорографию, на снимках оказалось одностороннее воспаление лёгких - нужно ложиться в больницу, дежурная была на Черновских. Лечились неделю - лучше не стало, температура продолжала держаться. Знакомая Леночки порекомендовала обратиться в врачу, профессору Лукьянову, перед приёмом мы сделали снимки - пневмония была уже двусторонняя. Он работает консультантом в клинической дорожной больнице, она как раз дежурила, и Леночку положили.
Лечение там дало результаты - ей стало сильно лучше, появились силы.
На понедельник, 2 июля, назначили бронхоскопию. Мы договорились, что Лена перезвонит после процедуры, я была на работе, звонка всё не было. Наконец, телефон всё же зазвонил, но это была мама: «Сердце не на месте». Я бросила всё, и мы помчались. Леночка оказалась в реанимации - «там вроде девочка лежит, у неё отёк мозга». Леночка оказалась в коме - «состояние стабильное».
Мы добились доступа в реанимацию, около трёх недель приходили каждый день, разговаривали с ней, она начала выходить из комы, открывать глаза. И снова сказала своё первое слово - «мама».
Три недели потребовалось Леночке, чтобы она пришла в сознание, начала нас узнавать, радоваться нашему приходу. Её отключили, наконец, от аппарата искусственного дыхания. Мы приносили и читали ей любимые книги. «Маленького принца» читали.
За реабилитацией нас направили в «Академию здоровья», но пневмония оказалась недолеченная. Ещё месяц Леночка пролежала в больнице. Домой мы вернулись в сентябре. Мир её уменьшился до позы эмбриона, она плакала, стонала и кричала, а мы не знали, что делать. Первое желание было - закрыться ото всех. Чтобы никто не заглядывал и никто не узнал. И никто не задавал вопросов, у нас их и без того было много. Леночка не могла разогнуться, о том, чтобы сидеть или ходить - не было речи, спатики (болезненные сокращения мышц) не давали, и сейчас дают с трудом есть и разговаривать. Но помощь пришла.
Учитель
Сначала было страшно - мы просто не знали, что делать. Теперь успокоились и делаем. Очень помогают ребята-искровцы все - с кем она работала или как-то пересекалась на сменах Молодёжного центра «Искра». Если бы не ребята, не поддержка, я вообще не знаю, как бы мы всё это пережили.
Поднялись благодаря китайским препаратам. Семешина Лариса Ивановна, директор центра китайской традиционной медицины, приехала к нам в реанимацию, посмотрела состояние по китайским методикам, назначила лечение. Леночка начала у нас стабилизироваться, температура - выравниваться, силы - возвращаться.
Лариса Ивановна же нашла массажиста Максима. Оказалось, что Максим с Леной вели когда-то вместе новогодние праздники. Он стал приходить в реанимацию и заниматься с ней. И Лариса Ивановна приходила, контролировала своё лечение, назначала препараты, убирала препараты.
Леночка к тому времени отработала в Китае 6 лет преподавателем русского. Университет в Хайларе с ней продлевал и продлевал контракт, уговаривал оставаться. Выпущенные ею студенты поступали в российские вузы, они начинали любить русский язык. Однажды она сказала мне, что поняла в Китае, её призвание - это учительство. Как только там узнали о нашем состоянии - полетели сообщения: просыпайтесь, Леночка, просыпайтесь. И мы нашли в том городе клинику.
Для нас выделили комнату в гостинице при общежитии института, в клинике мы провели месяц. С утра у неё были процедуры - иглоукалывание, велосипед, после обеда у неё были гости. До каникул приходили студенты, приносили цветы, устраивали концерты, читали Пушкина. С началом каникул приходили выпускники - уже с семьями, детьми. Вся палата была заставлена цветами - Лена приучила, что учителям нужно дарить цветы.
Мы и добирались до Китая «друзьями» - у неё их оказалось много и на таможне. Провожали до самой границы и встречали обратно, помогали деньгами. Плакали. А в Китае нас встречала Маша, Мария Пивоварова, тоже выпускница филфака - наш ангел хранитель, переводчик, организатор, мама двух близнецов-мальчишей. И как она всё успевала?
Преодоление
Следующим этапом у нас стал Екатеринбург, Институт мозга. Мы искали разные клиники по всей стране, отправляли запросы, думаю, нам отказывали из-за кардиостимулятора - с ним сложно. И только в нём откликнулись, только в одну приняли Леночку в её состоянии. Приняли во многих смыслах. Она ездила туда с мамой, отношение было уважительное, внимательное, понимающее.
И пришёл результат - Леночка начала вставать, стала спину держать прямо, понемногу, потихонечку начинает ходить. В Екатеринбурге с ней очень много занимались, по пять раз в день зарядку делали, она даже похудела немного, хотя куда уже ей. Пробовали один метод - не пошёл, другой - не пошёл, а потом получилось - Лена машет руками, самостоятельно ест. По выписке сказали, что нужно отдохнуть теперь месяц, и можно вернуться обратно. Но лечение обошлось нам в 300 тысяч рублей.
Мудрость
Несмотря на то, что в семье она у нас самая маленькая, она - самая мудрая. В её характере - решать конфликты. И так она умеет это делать! И давать советы. Но тоже очень мудро. Обозначит свою позицию, своё мнение: «Я так считаю», а дальше сам думаешь и решаешь.
Она не давала нам сидеть на месте. Однажды вытащила во Вьетнам, куда приехала раньше, всё разведала, организовала, распланировала и водила нас по всем интересным мероприятиям. Наш первопроходец.
А однажды вывела нас из леса, когда мы заплутали - мама, тётка, дядя, племянница и я. Поставили машину, пошли за грибами и смело уходили в лес, деревенские же люди - тётя и дядя, предполагалось, что они то уж знают свои места. Но нет, заплутали. Давай спорить, в какую сторону выходить, а Лена огляделась и показывает в другую. Спорили-спорили, в итоге все пошли за Леной, и она нас вывела.
Она всегда всех мирила, даже когда была совсем кроха. Маму наставляла, мудрость из неё шла. Мама у нас на трёх работах, а мы с братом уже большенькие были, бегали помогали, по дому хозяйничали. Заниматься с Леночкой было некогда, так она с трёх лет начала читать - сама взяла книгу. К школе уже бегло читала, в классе была бесстрашным лидером, могла и с какой-нибудь каланчой схлестнуться - считала своим долгом защищать и опекать хороших людей.
А ещё приучила маму с ней разговаривать, ей это было нужно. Мама приходит с работы уставшая, с нами она не особо говорила, а Леночка ей: «Сядь, поговори со мной. Не будешь со мной разговаривать, я тоже с тобой перестану». И они садились, и Лена ей изливала душу.
Лена не знает, что с ней произошло. Однажды забегает к нам врач с поликлиники и с порога почти кричит, что вы были в коме, у вас остановка сердца, была зафиксирована клиническая смерть. Не нужно всего этого. Мы Леночке говорим, что у неё осложнения от пневмонии. Но порой у неё вылетают фразы типа «Света, за что мне это наказание дал Бог»? И я ей объясняю, что у каждого человека своя судьба, и нужно пройти свой путь. И только сильным даются такие испытания, потому что только сильным это по плечу. «А ты, Леночка, очень сильная».
Стремление к жизни очень у неё большое: «Я смогу, я смогу».
Надежда
Когда я, Ленка, пришла к Леночке - мы час разговаривали с ней на балконе, смотрели старые снимки и смеялись. И она смотрела на меня так, как сейчас смотрит с фотографии. В тесной квартирке её мамы с инвалидной коляской непросто, но в этих маленьких женщинах безграничная вера в лучшее и в выздоровление. Её столько, что хватило мне, и я надеюсь, хватит на всех нас.
Мы ели блинчики с мёдом и сметаной на кухне, Зинаида Феофиловна заварила крепонький чаёк. Леночка сама держит стакан, сама ест.
У Леночки красный диплом, она Учитель. Прошлым летом начала писать кандидатскую, зимой должна была быть предзащита, а этим летом нужно было защищаться. Тема - молчание. Она начала изучать культуру эвенков и бурят, почему они молчат, что их молчание означает. Я хочу про это узнать.
Реабилитация эффективна, если её не бросать. С Леночкой нужно постоянно заниматься, и останавливаться нельзя. Сейчас ведётся работа с клиникой в Харбине, нужен ещё один курс в Екатеринбурге, поможет любая сумма, любое участие. Пригодится любая помощь.
Карта Сбербанка на имя Зинаиды Феофиловны Казаковой: 4817760047280478
Мобильный банк: 89245705838
Спасибо вам