После шумного успеха альбома In Rock, давшего Deep Purple новый жёсткий звук и отличный старт для нового направления, группа, как это ни странно, не стала упираться в продолжение в том же духе. Хотя дорога была открыта, направление понятно - мы увидим это развитие через два года на альбоме Machine Head. Но группа решила поэкспериментировать в стилях и подходах, в наработанном новом звуке. Уже были какие-то наработки, ряд песен исполнялись уже на концертах, некоторые треки вообще лежали ещё со времён In Rock не использованные.
В итоге получился довольно странный альбом, названный FIREBALL, в нехарактерной для Deep Purple манере, но от этого не менее интересный, а может даже и более.
Заглавная песня, она же первая на альбоме - Fireball представляет собой быстрый и плотный хард-рок с синкопированным ритмом. Плотность звука создаётся непрерывным органом Хэммонд, любимым инструментом Джона Лорда, быстрым точным басом Гловера и ритмическими аккордами Блэкмора. Мощный и чистый вокал Гиллана просто следует мелодии и тональности безо всяких фокусов - получается мобильный и быстрый ввод слушателя в альбом с первой же композиции.
Песня частично в куплете построена на рок-н-ролльных гармониках, в припеве, скорее на классических. Исполнена в очень быстром темпе. Нашлось место и баховскому проигрышу Лорда на электрооргане, и небольшому соло Блэкмора - всё это уложилось в две с половиной минуты, благодаря высокому темпу.
Затем следует блюзово-фанковая No No No - в общем-то проходная композиция, но сыгранная в том самом новом звуке, который стал почище, чем на In Rock и вокал Гиллана тут во всей красе.
А вот потом имеет место такая странность, что на американском альбоме третьей идёт композиция Strange Kind Of Woman, а на европейском Demon's Eye. Обе песни - безусловные хиты с очень оригинальной структурой и отличной мелодией. Почему группа не поставила их одновременно на альбом мне непонятно. Скорее всего потому, что первую выпустили отдельной пластинкой для одиночного хит-парада. Коммерческие дела. Если выбирать из двух, то мне больше по душе Демонический Глаз. Аккуратная подблюзованная манера исполнения, множество переходов, чередование спускающегося риффа и вокала Гиллана, соло Лорда сменяется соло Блекмора - фирменный почерк Дип Пёрпл написан жирным шрифтом
А вот четвёртая композиция - Anyone's Daughter не похожа на Deep Purple вообще. Акустическая гитарно-фортепианная песня, сильно изменённый под стиль вокал, игра на фортепиано в стиле хонки-тонк - по стилю это вообще кантри. Но сама песня классная, с рефреном, исполненным каждый раз по разному, с кульминацией, в которой деревенский вокал вдруг становится иногда голосом Гиллана. Акустическое соло Блэкмора тоже профессиональное, ему бы в кантри пойти - не потерялся бы. Весёлая песня
Следующим номером идёт The Mule, почти инструментальная композиция - сольный номер ударника Яна Пейса и демонстрация возможностей соло-гитары Ричи Блэкмора. Пэйс для поиска лучшего места для ударной установки бродил по всей студии с маленьким барабаном, колотил в него и слушал, где эхо от стен ему больше всего нравилось. В итоге расположился в коридоре студии, там и стучал. В песне он выдаёт соло на ударных - это в те времена было модно, этим баловались все от Крим до Лед Зеппелин и не сказать, что Пейс их обставил.
А вот следующим идёт авангардный номер под названием Fools. Композиция построена по классическим гармоникам, угадывается барочное влияние на орган Лорда, вступление напоминает церковные мессы XVII века под тихое постукивание ударника. Потом идёт тяжёлый забойный рифф Блэкмора с визжащим вокалом Гиллана, номер продолжается и самое интересной начинается во второй половине. Там Блэкмор принимается играть на гитаре смычком от виолончели. Звуки выходят душераздирающие. У гитары гриф плоский, а не выпуклый. Играть можно либо на первой, либо на шестой струне - вот на первой Ричи и старается, извлекая глубокие длинные звуки. Иногда ухитряется подключить и вторую струну, наверное, каким-то образом прижимая остальные. чтоб не касались смычка. Завершается всё опять ударным риффом под напористый вокал Гиллана и совершенно разошедшегося на органе Лорда, устроившего чуть-ли не какофонию.
Замыкает альбом очень странная песня No One Came - "Никто не пришёл". Это тоже своего рода звуковой авангард. Партия Лорда на пианино была записана, ускорена, реверсирована и разбросана в случайном порядке. Поэтому по звуку вообще сложно прочитать, что там фортепиано. Блэкмор применил обратный эффект для своей гитары, соло вышло довольно чуднЫм. Песня хоть и в хард-роке, но ритмический рисунок какой-то галопирующий. Из всех партий нормально звучит только вокал Гиллана, всё остальное, как с другой планеты. Удивительно вообще. что я видео нашёл с концерта, не думал, что её исполняли на концертах - песня звучит очень тревожно.
На самом деле для альбома записали гораздо больше песен. Были ещё «I’m Alone», «Freedom», «Slow Train» - но они скорее были в стилистике предыдущего In Rock и потому были отбракованы (все они есть на поздних бонус-треках). Осталось только семь композиций - на мой взгляд этого хватает. Уж очень непёпловский получился альбом, но очень интересный. Семь пуль, как в револьвере, попали точно в цель
Fireball до сих пор то включают в список классических альбомов группы, то нет - как сами участники, так и поклонники. Но мне кажется прекрасно, что на нём нашлось место эксперименту, нехарактерной для группы по стилистике музыке и авангарду. Ребята выговорились, что-то примерили, что-то отвергли - а через полгода выдали свою вершину - Machine Head