Уся (Wu Xia) – традиционный жанр гонконгского, тайваньского и с недавних пор материкового китайского кинематографа, основанный на классическом жанре китайской литературы. Время и место действия: давным давно в Китае эпохи династии Мин, Троецарствия, Воюющих царств (нужное подчеркнуть) или в фэнтезийной вселенной, напоминающей Поднебесную. Суть жанра – пренебрегающие законами физиками героические китайские воины в традиционных костюмах борются со злом или решают личные вопросы с помощью красивого веревочного ушу.
Уся – один из старейших национальных киножанров, но известность за пределами Китая он приобрел в середине шестидесятых благодаря фильмам Кинга Ху и Чанга Че. С тех пор успело смениться несколько поколений звезд жанра, произошло несколько спадов и подъёмов, а уся продолжают снимать, и нет никаких причин считать, что в ближайшем будущем перестанут.
Как понять, что смотришь уся? Если на экране есть китайцы в исторических или псевдоисторических костюмах, ведущие бой на мечах, балансируя на листике бамбука, отталкиваясь в прыжке от водной поверхности или грациозно перепрыгивая с одной крыши на другую, то можете смело поставить, что смотрите именно уся. Риск ошибиться минимальный.
5 фильмов про красиво парящих китайцев
Харчевня дракона (Dragon gate inn) 1967, режиссёр – Кинг Ху. Иконический уся не только для шестидесятых, но и для жанра вообще. Породил пару ремейков и несколько подражаний, ни один из которых не смог и близко приблизиться к величественному оригиналу Кинга Ху. Сюжетная схема “Харчевни дракона” характерна скорее не для уся, а для вестерна: в отдаленный приграничный салун (простите, харчевню) прибывают хорошие парни, убийцы, которых наняли плохие парни, чтобы ликвидировать хороших, и таинственный ганфайтер (простите, меченосец), который в этот расклад активно вмешивается.
Касание дзен (A Touch of Zen) 1971, режиссёр – Кинг Ху. Этот фильм для уся значит не меньше, чем «Однажды на диком западе» Леоне для спагетти-вестерна. Вызывающая уважение продолжительность в почти в три с половиной часа, сложная для жанра структура сюжета и передовая для начала семидесятых хореография боевых сцен. В конце концов, что можно сказать о фильме, в финале которого происходит непосредственное вмешательство Будды, а зритель к этому полностью морально готов?
Прах времен (Ashes of Time) 1994, режиссёр – Вонг Кар-Вай. Единственный Уся в фильмографии Кар-Вая. Сновидческий и эфемерный фильм, который без подготовки трудно смотреть чисто физически. С технической точки зрения “Прах времен” – типичный веревочный уся, коих в середине девяностых в Гонконге вышло чуть больше, чем хотелось бы даже преданным фанатам. Однако место бешеной энергетики боевых сцен и переусложнённых сюжетов с толпой персонажей в «Прахе времен» заняли фирменные тягучие паузы и ещё более сложные сюжет и система персонажей.
Лезвие (Dao) 1995, режиссёр – Цуи Харк. Импрессионистский полуремейк «Однорукого меченосца» Чанга Че, в котором от оригинала кроме завязки не осталось почти ничего. Предельный эксперимент Харка в области веревочного кун-фу кино. “Лезвие” можно рассматривать, как удавшуюся попытку Харка вернуть корону самого визуально избыточного мастера Уся у Кар-Вая.
Герой (Hero) 2002, режиссёр – Чжан Имоу. Фильм, с которым у многих новичков ассоциируется жанр уся. Имеет к классическим образцам жанра примерно такое же отношение, как «Дикая Банда» к вестернам тридцатых-сороковых. Что не отменяет очевидного факта: у Имоу получился шедевр, по достоинству оценить который могут люди, никогда не слышавшие слово уся.
5 традиционалистов и визионеров Уся
Кинг Ху – Джон Форд Уся. Начинал творческий путь на студии Shaw Brothers, затем эмигрировал в Тайвань, где в течение семидесятых снял целую плеяду выдающихся образцов жанра – «Касание Дзен», «Судьба Ли Хана», «Отважные», «Дождь в горах» и «Легенда о горе».
Чанг Че – главный режиссёр студии Shaw Brothers. Снимал не только уся, но к какому бы жанру не принадлежали его фильмы, не покидает стойкое ощущение, что смотришь именно уся.
Юэнь Чор – ещё один важный постановщик, работавший на студию братьев Шо. Среди прочих снял «Клан убийц», «Клан амазонок». Другие ключевые слова в названиях, по которым можно вычислить фильмы в Чора – «меченосец» и «куртизанка».
Цуи Харк – один из самых известных, плодовитых и успешных режиссёров Гонконга, кинокарьера которого продолжается почти сорок лет и прямо сейчас находится на новом подъёме. Много работал в жанре Уся, который обогатил совершенно безумным монтажом, размашистыми экшн-сценами и откровенными фэнтези-элементами, скрещивал уся с детективом и хоррором.
Чжан Имоу – крупнейший представитель пятого поколения режиссёров материкового Китая. В нулевых снял подряд сразу три уся – «Герой», «Дом Летающих Кинжалов» и «Проклятие золотого цветка».