28 июля 1942 года, спустя чуть больше года, после начала Великой Отечественной войны, после года отступлений и безвозвратных потерь Красной Армии с превосходящими их в выучке и организованности частей Вермахта, Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным был подписан наверное самый одиозный приказ Наркомата Обороны за годы войны. Приказ №227 или как говорили сами бойцы, «два-два-семь» . Именно по этому людоедскому приказу в частях Красной Армии создавались те самые штрафные роты и батальоны. Но самая первая штрафная рота была создана за три дня до подписания приказа №227. На самом тяжелом участке Ленинградского фронта из состава провинившихся военнослужащих 42 армии, обвиненных в трусости и дисциплинарных проступках, связанных с неподчинением непосредственным командирам было сформировано подразделение, которое командующий фронтом бросил на самый тяжелый участок Синявинских высот. Где она сразу же вступила в бой, как потом выяснилось с 561 исправительным батальоном Вермахта. Штрафники против штрафников. Дальше понеслось.
Приказом «два-два-семь» оговаривался порядок формирования штрафных батальонов в составе фронта. По указанию Командующего Фронтом, таких батальонов могло быть развернуто количеством до 3 единиц. Штатная численность штрафного армейского батальона была определена в 800 человек переменного состава. Руководили штрафниками обыкновенные офицеры, но пользующиеся большим доверием у командования и партии.
Комплектация проводилась из командиров младшего и среднего офицерского командного и политического состава, которые тем или иным способом, по мнению вышестоящих начальников запятнали честь советского офицера. Пьяные дебоши, разврат, неподчинение и другие преступления, по которым судом военного трибунала принимались решения о направлении в штрафные батальоны . Но главным пунктом было обвинение в трусости, когда офицер не мог удержать порученный ему участок фронта и покидал его без разрешения командования.
Для понесения наказания такой офицер мог быть направлен в штрафное подразделение, а именно армейский штрафной батальон, где в нечеловеческих условиях, должен был служить от 1 до 3 месяцев, либо искупить вину кровью, если был ранен в течении этого срока, пускай даже в самый первый день отбытия наказания, но ранение должно быть не менее 2 степени тяжести. Считай, инвалидность.
При направлении в такой батальон, бывший командир или политрук лишался всех воинских знаков отличия, звания и наград, и должен был отслужить свой штрафной срок в должности простого солдата и звании рядового . Если удавалось выжить в этом кромешном аду, и не получить тяжелых увечий, штрафника возвращали в действующую регулярную армию с возвращением всех регалий. Такой офицер считался полностью реабилитированным, НО были неоднократные случаи, когда штрафников награждали орденами и медалями за проявленные мужество и отвагу при прохождении службы в штрафных батальонах.
Также, в составе Армии, приказом Командующего армией, разрешено было формирование штрафных рот. Комплектация проводилась из рядовых и сержантов (старшин) личного состава действующей армии, запятнавшего себя воинскими преступлениями, главным из которых были трусость и неподчинение командирам. Фактически любой офицер, от командира роты и выше, мог направить всякого солдата или сержанта в штрафное подразделение по любому поводу.
Условия, в которых воевали штрафные роты мало чем отличались от штрафбатов. Самые тяжелые участки, на которых до этого уже полегли тысячи и тысячи солдат доставались именно штрафникам. Все направленные в штрафные роты также лишались всех наград и званий.
Была специфика, отличная от офицерских подразделений. В штрафные роты направлялись не только преступившие армейские уставы солдаты, сюда же стекались уголовники из тюрем, которые решили для себя, что лучше быть на фронте, чем в тюрьме. Рецидивисты, убийцы, воры всех мастей, вот неполный перечень контингента штрафных рот. Недаром, за боевыми позициями таких вот вояк находились заградотряды НКВД. Этим штрафные подразделения Красной армии отличались от аналогичных частей Вермахта, которых не сторожили свои же каратели.
15 штрафных рот на Фронт, в каждой роте до 200 человек переменного состава. Естественная убыль в ходе боев достигала 40 % в неделю. Недостатка в пополнении личного состава не было. Всего, за менее чем три года существования штрафных подразделений в Красной армии, через эту убийственную структуру прошло около 500 000 человек. При смертности 60 % после первого же боевого столкновения.
65 отдельных штрафных батальона, больше 1000 отдельных штрафных роты — таков итог кровавой мясорубки, которую устроил Сталин своим солдатам. Выжили немногие. Зато очень много осталось калеками на всю жизнь. Но этого оказалось мало.
В 1943 году в дополнение к штрафным подразделениям были сформированы дополнительно штурмовые стрелковые части. Здесь также проходили службу солдаты и офицеры, которые нарушили драконовские законы сталинского режима. Все, кто по тем или иным причинам, хоть кое-то время находились в окружении или на оккупированных врагом территориях, должны были кровью доказать свою преданность делу Сталина. Проявить мужество и героизм, и только потом быть полностью восстановленными в правах. Здесь не лишали званий и наград, просто эти люди отправлялись в самое пекло. Штурм укрепрайонов, огневые точки на превосходящих высотах, преимущество в огневой силе противника. И только кровь могла помочь вернуться в регулярную армию. Либо до 2 месяцев непрерывных боев.
Сталин, полностью скопировав у Гитлеровских исправительных частей структуру и задачи штрафных подразделений, "творчески" подошел к процессу. Основное отличие от немецких штрафников была возможность реабилитации. Немецкие штрафники фактически после попадания в арестантскую команду не могли вернуться в действующую армию. В Красной армии закон был гуманен. Конечный срок пребывания в штрафном подразделении до 3 месяцев, или искупление вины кровью, смывало все грехи. Но количество военнослужащих, прошедших через горнило штрафников превышает немецкие цифры ( 80 тыс человек) в почти шесть раз. Количество погибших при отбытии наказания также превышает в пять раз. Сталин не жалел солдат. Цена победы- кровь десятков миллионов людей.
Еще информация по теме штрафных батальонов