Лучше делать это влажными губами.
Какой будет первая мысль, если вы услышите подобное? «Кажется, я случайно включил порно. Странно, ведь это должен быть сериал про симфонический оркестр...» Не спешите вестись на провокацию: именно такой фразой встречает зрителя «Моцарт в джунглях» (Mozart in the Jungle) — проект Amazon Studios, который удивит вас ещё не раз.
«Секс, наркотики и классическая музыка» — так журналистка Блэр Тиндалл озаглавила свои мемуары, вдохновившие режиссёра Романа Копполу (да, того самого Копполу), актера Джейсона Шварцмана («Отель “Гранд Будапешт”», «Скотт Пилигрим против всех») и сценариста Алекса Тимберсона (этот неизвестный, вы о нём не слышали) на создание сериала о жизни современных музыкантов в Нью-Йорке. Уверен, большинству людей, как и мне, участники оркестра представляются заумными снобами во фраках, ведущими дискуссии на канале «Культура». «Моцарт в джунглях» доказывает: они так же, как мы, смотрят телек, матерятся, едят нездоровую пищу, а иногда даже позволяют себе выкурить косячок — просто чтобы расслабиться перед тем, как выйти на сцену и виртуозно отыграть Первый концерт Чайковского.
Рано или поздно у каждой профессии появляется свой знаковый сериал: их очень много у врачей и полицейских, парочка у журналистов, а один есть даже у пожарных. Теперь своим шоу могут похвастаться и музыканты: пусть они не спасают жизни каждый день, наблюдать за их буднями не менее интересно — и намного веселее.
Юная гобоистка Хейли Ратлидж (Лола Кёрк)... Стоп, давайте сразу проясним момент с гобоем — это духовой инструмент, небольшая деревянная трубка довольно изящного вида (подробнее можно прочитать на Википедии, чтобы никому из нас не было мучительно стыдно). Так вот, юная гобоистка Хейли живет с соседкой, днём подрабатывает репетитором, а вечером играет в дешевом мюзикле вместе с красоткой Синтией (Саффрон Берроуз) — виолончелисткой из Нью-Йоркского филармонического оркестра. Там как раз сменился главный дирижёр: место 70-летнего маэстро Томаса Пембриджа (Малкольм МакДауэлл) занял молодой эксцентричный гений Родриго де Суза (Гаэль Гарсия Берналь). Руководство филармонии возлагает на новичка большие надежды, надеясь, что тот переосмыслит имидж оркестра и привлечет на концерты молодежную аудиторию. Однако Родриго волнует лишь правильно приготовленный чай мате, воображаемые беседы с Моцартом и «чтобы музыканты играли с кровью!». Оркестр начинает новый сезон и открывает двери для новых музыкантов, а у Хейли появляется шанс доказать, что она заслуживает места на одной сцене с лучшими исполнителями в городе. Правда, готовиться к важнейшему прослушиванию в жизни весьма затруднительно, пока соседка каждый вечер устраивает вечеринки, а симпатичный танцор балета зовёт на свидание...
Главное достижение «Моцарта», разумеется, не в том, что он сделал classical music great again — это всё ещё тема, мягко говоря, не для всех (хотя после просмотра в вашем плейлисте точно появится парочка симфоний Бетховена), а в том, что основную ставку здесь делают на то, что происходит в мире музыки, помимо самой музыки. И там есть, на что посмотреть! Секс? Кроме шутеек про то, у какого маэстро палочка длиннее, есть отличный пассаж на тему «как трахаются разные музыканты», да и просто женщина, играющая на виолончели — зрелище невероятно чувственное. Наркотики? В наличии оркестровый барыга и игры на выпивание для музыкантов. Рок-н-ролл? Помимо голливудских актёров в касте, в «Моцарте» появляются приглашённые звёзды (Джейсон Шварцман, Дермот Малруни, Моника Белуччи) и есть пара камео знаменитых музыкантов (вы их вряд ли узнаете, но сам факт!).
Что ещё? Юмор! Если вам хочется посмотреть что-то лёгкое, забавное и при этом живое, а не стерильно ситкомовское, то «Моцарт в джунглях» — отличный вариант. Комедийная составляющая сериала напоминает музыкальный микс: шутки для своих (классика про то, как бесят соседей многочасовые репетиции), неповторимый нью-йоркский юмор, гротескные эпизоды, шутки на грани фола, да и каждый из героев тут по-своему остроумен — как на подбор.
Кстати, о них. В «Моцарте» не хочется выделять главных и не главных героев, потому что в первую очередь все актёры здесь исполняют характерные роли. Формально, основной сюжет строится вокруг Хейли — хотя ей едва ли удастся завоевать ваше расположении: персонаж это по сути малосимпатичный, если не сказать раздражающий. Зато окружение у Лолы Кёрк отличное: после бесчисленного количества мексиканских драм Берналь наконец раскрыл своё комедийное амплуа, а Малкольм МакДауэлл и вовсе вернул себе доброе имя, покончив с сомнительными ролями во второсортных фильмах. Но главное, что в каждого персонажа авторы и исполнители отчаянно стремятся вдохнуть жизнь. Потому что если ты молодой преподаватель, то рано или поздно заявишься на урок с похмелья, а если руководишь профсоюзом оркестра, то иногда будешь спорить по поводу количества перерывов на туалет во время репетиций.
Если первый сезон «Моцарта» — комедия с элементами драмы, сохраняющая удивительную легкость в рамках обоих жанров, то в продолжении градус юмора снижается и акцент делается на внутренних конфликтах каждого из главных героев. От этого сериал только проиграл: второй сезон я бы назвал самым слабым в шоу. А вот третий — настоящий гимн гедонизму в стиле «Ешь, молись, люби»: жаркое итальянское лето с вином, пиццей, прогулками по древним улочкам и Моника Белуччи в образе оперной дивы (смотреть такое зимой следует с особой осторожностью: есть риск внезапно сбежать в аэропорт). Комедии и трагедии здесь тоже почти античного масштаба — слегка гипертрофированные. Но тут уж нельзя забывать, что «Моцарт в джунглях» — по сути оперетта, доведённая до классического вида именно в третьем сезоне. Что ждёт нас дальше, предположить трудно: пока точно известно лишь то, что сериал вернётся 16 февраля и действие снова будет происходить в Нью-Йорке — привычно ритмичном и непривычно музыкальном.
Ставь палец вверх и подписывайся на Серийного человека! А еще у нас есть канал в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).