Найти тему
Вектор развития

О интровертности, интеллекте и идеях.

Оглавление

Эдвард Уилсон рассказывает о преимуществах интровертности, границах интеллекта и о том, откуда берутся идеи.

Эдвард Осборн Уилсон — один из самых почитаемых и обсуждаемых ученых в мире. Его называют «отцом социобиологии». Многие его сочинения становились бестселлерами New York Times, Уилсон также дважды получал Пулитцеровскую премию за нехудожественную литературу.

Преподавательский опыт, который Уилсон нарабатывал в течение 60 лет, позволил ему создать один из бестселлеров: «Письма к молодому ученому». Эта книга — кладезь неожиданных, даже на первый взгляд нелогичных мыслей о творческих способностях, научном прогрессе и инновациях.

Книги смелых,  необычных мыслителей ценятся особо, так как они обладают способностью менять человека и саму его жизнь.  Как бактерии передают фрагменты своей ДНК друг другу, так и через сочинения часть философии писателя попадает в разум читателя.  Стоит рассмотреть те идеи Эдварда Уилсона, которые заставляют задуматься, бросают вызов, преображают. 

Получать по почте новости о выходе новых статей на канале!!!
Получать по почте новости о выходе новых статей на канале!!!

«Фокусироваться он не склонен»

Интровертность – это здоровая способность личности настраиваться на восприятие внутреннего мира.

Студентов всегда учат, что ради успеха нужно загнать себя в узкие рамки категорий, считающихся «положительными». Хороший студент «приятен в общении», «обладает лидерскими качествами», «умеет концентрироваться на конкретных действиях», «понятлив»… Ужас, правда?

Уилсон набрасывает другой портрет.

По его словам, успешным ученым зачастую движет его пассивно-агрессивный характер: его злят проблемы общества и мира. Новатор почти всегда предпочитает затворничество и свой внутренний мир, из-за чего держится подальше от командных видов спорта и общественной деятельности. Он и сам не любит становиться лидером, но авторитет других не признает — ему не нравится, когда указывают, что делать.

Признание и членство в социальных группах тоже не становится целью. Такой ученый с ранних лет скорее мечтатель, чем деятель, его мысли витают в облаках. Ему приятно исследовать, собирать коллекции, что-нибудь мастерить. Фантазировать — вот это в его стиле, а фокусироваться он не склонен. Никто из сверстников не поставит на него в гонке за успех.

Личность антисоциальная, пассивно-агрессивная, с необузданной фантазией?

Этот образ далеко ушел от идеалов, которым нас обучали.

Конечно, это личное мнение Уилсона, однако в нем есть смысл. Человек — существо стадное. Только обладая недюжинной храбростью, да еще определенной гибкостью мышления, можно выступить против массы. Может, интровертность ученого и дает ему эту гибкость?

«Правило оптимальной средней яркости»

Уилсон высказывает также интересные мысли о коэффициенте интеллекта.

Что бы ни говорили, явление коэффициента интеллекта существует. Этот показатель влияет на то, как человек справляется абсолютно со всеми задачами своей жизни. Однако в этой сфере возможны только усредненные результаты исследований, поэтому невозможно установить, как конкретный IQ конкретного человека работает.

Эдвард Уилсон считает, что IQ выше некоторой отметки скорее вредит, чем приносит пользу. Гений — это не тот, кто просто добрался до передовой, а тот, кто смог там победить. Чаще всего важные открытия и прорывы — результат тяжелой работы и предприимчивости, а не плод блестящего ума самого по себе.

Это как со светом: не для всех ситуаций подходит максимальная яркость. Ученому лучше всего обладать средним интеллектом, чтобы видеть цель, но не заскучать, добиваясь ее.

Уилсон называет это «Правилом оптимальной средней яркости»:

будь умным, но не слишком.

Уилсон, Фейнман, Дарвин — IQ всех этих ученых выше 120. Это отличный показатель, но не запредельный. А люди, обладающие IQ от 140 и выше, чаще всего добиваются разве что должности аудитора или налогового инспектора. И это скорее всего потому, что чрезвычайно умные люди еще и чрезвычайно ленивы.

По мнению Уилсона, таким интеллектуально одаренным учеба дается легко, поэтому они не имеют привычки к тяжкому научному труду. Им хочется выбрать легкую дорогу, а не рваться на передовую. Передовая — это для менее умных тружеников. Кроме того, нередко слишком большая одаренность портит человека и становится недостатком.

Возможно, выдающийся ум уберегает человека от тяжелой работы ученого?

Откуда на самом деле берутся идеи?

Надпись: Лучшее место для размышлений
Надпись: Лучшее место для размышлений

Уилсон также развенчивает обычный образ научного сотрудника, который только и делает, что пишет формулы на доске. На самом деле ученые работают не так, а идеи приходят из ниоткуда.

Новую идею невозможно извлечь из математических выкладок. Они появляются на листках исписанной бумаги, на ходу во время разговора с товарищем, за обедом, на прогулке. Момент открытия требует усердной работы и способности думать над задачей, даже когда болтаешь с супругой или супругом.

Чтобы совершить открытие, нужно замарать руки — иначе никак. Необходимо копаться в земле, заглядывать под камни, строить механизмы наобум, бродить в мутной воде.

Конечно, такой образ ученого — это отражение самого Уилсона, его многолетнего труда и раздумий. Однако вряд ли он так уж ошибается. Лучшие умы планеты всегда отличаются чудачествами. Ō- Журнал BŌRDER

* * *

Подпишись на канал или на рассылку с сайта что бы не пропустить.

Хотите получать на почту оповещения о новых статьях на нашем канале?
Оставьте ваш Email и мы будем присылать вам новые материалы.
Ссылка для подписки: https://jborder.ru/podpiska-razumnoe-myshlenie/