Одаренный мастер-виртуоз – Антонио Страдивари – таким осталась на века эта исключительная фигура. Целеустремленный и талантливый мужчина, вся действительность которого была организована вокруг стремления создать совершенный по звучанию инструмент. Гений, который в конце жизни принял решение унести свои главные секреты в могилу. Человек, который создал себя сам.
Он прожил долгую жизнь, и всю свою жизнь он искал и создавал идеальный инструмент, который был бы способен передать всё красоту и глубину музыки. За всю свою жизнь мастер сделал более двух тысяч музыкальных инструментов, а сколько еще он выбраковал. Каждый инструмент имеет своё имя и неповторимое звучание. Долгие годы поисков, скрупулёзных расчётов, экспериментов с формой и материалом позволили ему создать свой стиль, понять дерево и позволить ему зазвучать чистым глубоким звуком. До создания Страдивари скрипки мастерам не удалось «заставить» скрипку переливаться женскими и детскими голосами. В то время как ему удалось подарить каждому своему творению индивидуальное звучание.
Мастер был одержим своим делом. Он трудился, не переставая, всё свою жизнь с того самого момента, как изготовил своё первое изделие до окончания его жизненного пути. Именно первая скрипка, которую он сделал, повторяла звучание скрипки его учителя и подтолкнула Страдивари на поиски «своего» инструмента. Эта работа затянулась на многие годы. Мастер проводил эксперименты с длиной, пропорцией, формой, толщиной элементов, декорированием. Он использовал в работе разные сорта древесины, тем самым создавая новое звучание. Он приобрел огромный объем знаний о дереве, скрипке, лаках, грунте, а природное чутье позволяло ему с первого взгляда определять, подойдёт ли тот или иной ствол дерева для создания инструмента. Некоторые из его знаний широко известны. Так, верхняя часть инструмента должна быть из тирольской или итальянской ели, а нижнюю часть лучше всего делать из клена. Однако к клену предъявлялись определенные требования: ствол непременно должен быть заготовлен в январе, иначе это испортит всю работу. Кроме того, клён красиво блестит, что дополнительно украшает инструмент. Для внутренней отделки идеально подойдут липа или ольха. А перед работой древесину необходимо вымочить в воде с морской солью.
Всё, что позволяют исследовать современные приборы просканировано, промерено и проанализировано. Между тем все это не помогает превзойти или повторить результат Страдивари. Сколько секретов гений унёс с собой: каким раствором он обрабатывал древесину, каким лаком пользовался, о какие ещё тонкостях мы не подозреваем. Всё это выяснить сейчас не представляется возможным.
Главным разочарованием жизни великого мастера стало невозможность передать все свои знания и секреты своим сыновьям. Старшие два сына, на которых возлагал он надежды, умерли. А оставшиеся сыновья не обладали теми талантами и интуицией, которыми обладал их отец и которые позволили бы им вырасти из подмастерьев в мастера скрипичных дел. Этот факт угнетал Антонио Страдивари. Он мечтал создать династию, передать свои знания сыновьям, как это делали его современники. Он хотел, чтобы его дело жило в его детях и внуках. Но его мечтам не суждено было сбыться. Он не смог передать своим сыновьям все свои секреты, наработанные им годами. Он не смог создать династию мастеров скрипичных дел. Он оставил своим сыновьям своё богатство, своё имя, но не те драгоценные знания, которые ушли вместе с ним. Его творения, его скрипки понимали мастера лучше, чем его близкие люди. Современники завидовали богатству и знаменитости гения. Он, как и многие гении, не находил любви и понимания в окружающих его людях.
Творческими поисками Антонио Страдивари занимался с самого детства. До того как начать поиски идеальной скрипки, он занимался поисками себя. Он учился на скульптора, художника, резчика по дереву, музыканта. Он обладал совершенным слухом и очень тонким видением, при этом его руки не поспевали за музыкой, а в его скульптурах не было жизни. Он сам себя видел ремесленником, так как понимал материал, чувствовал дерево. Заинтересовавшись скрипкой, он пошёл подмастерьем к известному мастеру Андреа Амати. Поначалу его допускали только к черной работе. Увидев, как 18-летний Антонио работает с деревом, Амати взял его в ученики. Амати передал будущему гению все свои знания, разжёг в нем интерес к скрипке.
Страдивари также занимался изготовлением альтов, виолончелей, гитар по заказам вельмож. Он сделал даже одну арфу. Однако главной страстью мастера была скрипка.
К нашему времени сохранилось чуть больше семисот инструментов, изготовленных мастером. Они хранятся в богатейших частных коллекциях и известнейших музеях по всему миру. Несмотря на прошедшие века скрипки Страдивари не потеряли своей уникальности. Ими дорожат как музыканты, так и коллекционеры.
Еще при жизни мастера его современники шептались, что он продал душу дьяволу. Но, по-моему мнению, будет правильней сказать, что каждая скрипка несет в себе маленький кусочек души мастера, его любви. И он старался оставить этому миру как можно больше своей любви – любви к музыке, идеалу.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.