Августовским утром 1963 года из таллиннского аэропорта в Москву вылетел самолет ТУ-124 с бортовым номером 45021. Экипаж состоял из командира воздушного судна Виктора Мостового, второго пилота Чечнева, бортинженера Царева. Пассажирами были 44 человека.
Через короткое время бортинженер сообщил о неисправности передней стойки шасси — она не убралась в нишу. Для аварийной посадки с такой неисправностью была нужна специальная грунтовая вспаханная полоса. Она имелась в ленинградском аэропорту Пулково, поэтому борт направили туда. Службы ленинградского аэропорта доложили о готовности аэродромных служб к экстренной посадке аварийного борта.
Над Ленинградом
Борт 45021 появился в ленинградском небе примерно в 11 часов. Лайнер облетел аэропорт, чтобы на земле могли сделать визуальный осмотр неисправного шасси. Экипажу было предложено приготовить самолет и пассажиров к жесткой посадке и начать выработку топлива. Лайнер стал кружить вокруг города на высоте около пятисот метров.
Сделали несколько кругов. Бортинженер пробовал выправить шасси через прорубленное в полу кабины пилотов отверстие с помощью шеста, однако сделать ничего не удалось.
В 12.10 совершенно неожиданно оказалось, что керосина для подлета к аэропорту Пулково не хватит. Впоследствии этот эпизод станет предметом особого разбирательства при рассмотрении обстоятельств лётного происшествия. Среди его причин назовут халатность экипажа и сбой датчиков показаний уровня топлива.
Практически сразу остановился левый двигатель. Экипажу дали разрешение лететь через город для сокращения времени подлета к посадочной полосе аэропорта, но тут прекратил работу и второй мотор.
На высоте около пятисот метров с выключенными двигателями у экипажа было всего тридцать секунд на принятие решения и ориентирование машины.
Жесткая посадка
Вариантов, кроме посадки на Неву, не было. Чечневу, бывшему морскому летчику, приходилось садиться на воду. Ему и было передано управление лайнером.
К реке самолет вышел, имея запас высоты менее ста метров. Перелетев через Литейный мост, на высоте сорок метров прошли Большеохтинский мост. Строящийся мост Александра Невского перелетели уже практически над самыми головами строителей. Посадка удалась за несколько метров до железнодорожного моста. Причем произведена она была мастерски — удалось избежать ухода под воду носовой части и отваливания хвоста при ударе о воду.
Спасение
Ни пассажиры, ни члены экипажа не пострадали. Не было жертв и среди жителей города и мостостроителей. Кстати, среди пассажиров злополучного рейса был епископ Таллиннский и Эстонский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх Алексий II. Приводнение произошло напротив часовни иконы Божьей Матери, где и поныне молятся о благополучном завершении полетов.
Самолет сел на воду прямо по курсу буксира «Буревестник», экипаж которого через разбитое окно кабины пилотов, зацепил трос и оттащил тонущий самолет к берегу. Крылом самолет лег на стоящие у берега плоты, пассажиры благополучно перебрались по нему на берег.
В истории авиации известны всего два случая приводнения самолетов, обошедшиеся без жертв. Второй случай произошел спустя много лет в Америке, на реке Гудзон. При расследовании причин летного происшествия выяснилось, что посадка даже на грунтовую полосу с такой неисправностью шасси привела бы к опрокидыванию лайнера, что неизменно привело бы к человеческим жертвам. Приводнение было единственным способом спасения пассажиров.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Как американский летчик сбил американский самолет и получил за это… награду
Лебединая песня небесных исполинов: как взорвался и сгорел самый большой дирижабль в мире