Введение.
И снова, вернёмся к теме "ямато дамаси" - истинно японского духа. Для тех, кто не знает о чём речь, советую почитать вот эту статью. Кого Вы представите, если я буду говорить о японском духе? Ну, конечно самураев! Самурайские традиции уходят корнями вглубь веков. Идеология и эстетика самураев, их быт, нравы и идеалы - это тема для отдельной статьи. В данной же статье, я хочу рассказать Вам о таком человеке, как Хироо Онода - по моему мнению, его можно назвать истинно последним самураем Японии.
Для начала, немного истории.
Несмотря на то, что в эпоху Мэйдзи ( 1868—1912 гг.) в Японии было полностью упразднено самурайское сословие и все жители Японской империи были уравнены в правах, на деле всё было немного иначе. Да, самураям запретили открытое, повсеместное ношение мечей, запретили называться самураями. Но сама идеология японских воинов "буси", прекрасно и органично подходила в качестве официальной идеологии японской армии и флота. Тем более, что идеология самураев, даже в классическом варианте предполагала фанатизм самураев (солдат), в отношении верности своему господину, стране, императору, военачальнику и т.д. Многократно утрированная милитаристской идеологией Японской империи (1941-1945 гг.) самурайская идеология стала стержнем японской императорской армии. Всему миру известны самоотверженные атаки лётчиков-камикадзе, банзай-рейды японской пехоты на пулемётные точки противника и прочее. Такая самоотверженность и фанатичность японских военных достигалась потому, что
"Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. ("Рескрипт солдатам и матросам")развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также испытывать полное презрение к смерти. В число главных качеств солдата входили и другие аналогичные требования самурайской морали эпохи средневековья".
Таким образом, можно говорить о том, что самурайское сословие и самурайская этика в Японии никуда не пропали, ни в период Второй Мировой, ни, даже сегодня. Достаточно вспомнить, например, самоотверженность ликвидаторов аварии на АЭС Фукусима-1.
"Самоубийство категорически запрещается!"
Итак, самурайская этика требовала от воина Японской императорской армии, по сути, только одного, готовности в любой момент отдать жизнь. Как пишет Эмико-Онуки Тирни в своей книге "Дневники камикадзе":
"Если немецких солдат учили убивать, то японских учили умирать"
Сдача в плен в японской армии не допускалась, в конц. лагеря, вернувшихся из плена, конечно не посылали, зато отправляли на самые сложные и опасные участки фронта, где те погибали. Если была угроза попасть в плен, японский солдат был обязан, либо героически погибнуть, либо совершить самоубийство любым способом. Однако, при особых обстоятельствах, например - приказ старшего по званию, самоубийство могло быть запрещено. Такой приказ и получил младший лейтенант Хироо Онода, от своего командира Сидзуо Ёкоямы:
"Самоубийство категорически запрещается! Держись 3—5 лет. Я обязательно приду за тобой. Продолжай борьбу, пока ещё жив хотя бы один солдат, даже если придётся питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!"
Так началась история Хироо Оноды, которого можно по праву считать образцом армейской верности, мастерства, мужества и самоотверженности.
Кто такой Хироо Онода?
"Хироо родился 19 марта 1922 г. в селе Камэкава префектуры Вакаяма в семье Оноды Танэдзиро и Оноды Тамаэ. Отец мальчика работал педагогом, журналистом и депутатом совета префектуры, мать была учительницей. Молодой Онода был третьим сыном в семье и имел трёх братьев и сестру. В юности он учился в средней школе города Кайнан, где особенно упорно изучал кэндо, японское фехтование.
В апреле 1939 года, после окончания школы, Онода устроился на работу в частную торговую компанию Тадзима и переехал в китайский город Ханькоу, где овладел китайским и английским языками. Однако уже в декабре 1942 года его призвали на военную службу, и он вернулся на родину. Сначала Оноду приписали рядовым второго класса 61-го пехотного полка, но через несколько дней перевели в 218-й пехотный полк. В июле 1943 года его повысили до звания рядового первого класса, в сентябре — до рядового высшего класса, а в ноябре — до звания капрала".
Местом службы Оноды стал остров Лубанг в Южно-Китайском море, принадлежащий Филиппинам.
Лубанг, как и многие острова восточно азиатского региона, представляет собой джунглевый остров с жарким и влажным тропическим климатом. Природные особенности острова делают его идеальным местом для ведения подрывной партизанской деятельности, вылазок в тыл врага, неожиданных рейдов. Хироо Онода был заброшен на остров в составе диверсионной группы в январе 1945 г. Япония терпела поражение за поражением, на всех участках фронта позиция была проигрышная. Всего за несколько месяцев американские войска разбили войсковую группу японцев на Лубанге и Хироо Онода, помня приказ командира ушёл в подполье вместе со своими подчинёнными: рядовым первого класса Юити Акацу, рядовым высшего класса Кинсити Кодзукой и капралом Сёити Симадой.
Героическая история Хироо Оноды.
2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.
Вскоре в руки Оноды попали американские листовки, в которых сообщалось об окончании войны. В конце того же года самолёты сбросили в джунглях приказ командира 14-й армии Томоюки Ямаситы о сдаче оружия и капитуляции. Онода расценил эти документы как вражескую пропаганду и продолжил борьбу против США, ожидая возвращения острова под японский контроль.
Из-за отсутствия связи с его группой в сентябре 1945 года японские власти объявили её членов погибшими. Однако в 1950 году Юити Акацу сдался филиппинской полиции и в 1951 году вернулся на родину, благодаря чему стало известно, что Онода и двое его подчинённых всё ещё живы.
Хироо Онода же, наотрез отказывался верить в то, что его страна потерпела поражение в войне. Он совершал набеги на хозяйства филиппинских крестьян, воровал их скот, убивал филиппинских полицейских и военных США. Он верил, что остров вернётся под контроль японцев. Его действия можно расценивать как акт отчаяния, можно сказать, что это преступления, можно списать это на верность долгу, приказу и чести. И последнее, я думаю, всё же самое верное. Хироо Онода - это идеал японского воина, пример мужества и силы человеческого тела и духа.
Как Хироо Онода выживал в джунглях?
Имея прекрасные навыки выживания, Хироо, делал мыло из пережжёной золы деревьев, и поддерживал себя в чистоте, из пальмовых лиан он вытягивал нити и штопал свою одежду, патроны и амуницию, он воровал или забирал у убитых военных. Оноду не могли ни найти ни вычислить. Он всегда менял своё место ночёвки, делал много тайников в разных частях острова, его сдаче не способствовали ни сообщения по радио ни листовки, сбрасываемые с самолёта. Всё это, он считал пропагандой.
Случай с Онодой не был единичным. В этой связи японское правительство в 1950 году создало специальную комиссию по спасению японских солдат, остающихся за рубежом. Впрочем, она не могла немедленно приступить к работе из-за политической нестабильности на Филиппинах.
Наконец,
20 февраля 1974 г. молодой японский путешественник студент Норио Судзуки случайно нашёл Оноду в джунглях Лубанга. Судзуки пытался склонить его к возвращению на родину, рассказывая о конце войны, поражении японцев и современном процветании Японии. Однако Онода отказался, объясняя, что не может покинуть место службы, потому что не имеет разрешения на это от своего старшего офицера. Судзуки вернулся в Японию один, но привёз фотографии японского разведчика, которые произвели фурор в японских средствах массовой информации. Японское правительство срочно связалось с Ёсими Танигути, бывшим майором Императорской армии Японии и непосредственным командиром Оноды, который после окончания войны работал в книжном магазине. 9 марта 1974 г. Танигути прилетел на Лубанг, вышел на связь с Онодой, будучи одет в военную форму, и объявил ему следующий приказ:
1. Согласно приказу Его Величества все военные подразделения освобождаются от выполнения боевых операций.
2. Согласно приказу № 2003 о боевых операциях «А» особая группа Генерального штаба 14-й армии освобождается от выполнения всех операций.
3. Все подразделения и лица, которые подчиняются особой группе Генерального штаба 14-й армии, должны немедленно прекратить бои и манёвры и перейти под командование ближайших высших офицеров. Если это невозможно, они должны непосредственно связаться с армией США или армиями их союзников и следовать их инструкциям.
Командир особой группы Генерального штаба 14-й армии Ёсими Танигути
10 марта 1974 г. Онода принёс отчёт для Танигути на радарную станцию и сдался филиппинским войскам.
Он был в полном военном обмундировании, имея на руках исправную Винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней,
несколько ручных гранат и самурайский меч. Японец передал свой меч командиру базы в знак капитуляции и был готов к смерти.
Однако командир вернул ему оружие, назвав его «образцом армейской верности».
По филиппинскому законодательству Оноде грозила смертная казнь за грабежи и убийства, нападения на полицию и военных в течение 1945—1974 годов, однако благодаря вмешательству МИД Японии он был помилован. На церемонии капитуляции присутствовали высокопоставленные лица обеих стран, в том числе тогдашний президент Филиппин Фердинанд Маркос.
Онода торжественно вернулся на родину 12 марта 1974 г.
После возвращения на родину.
Первое что сделал Онода, вернувшись в Японию, - поклонился в направлении императорского дворца.
После войны, Хироо Онода занимался многим. Ну, помимо конечно того, чтор больше 30-ти лет бегал по джунглям :) Он воспитывал молодёжь, некоторое время жил в Австралии и вёл своё хозяйство. Конечно же, он написал потрясающую книгу мемуаров, к сожалению официально на русском она никогда не выходила, но умельцы в интернете, уже перевели большую часть. Прочитать мемуары Хироо Оноды, Вы можете здесь.
Вывод.
Великий военачальник Японии, адмирал Ямамото Исороку, когда - то сказал:
"Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти, боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего. Как говорил Конфуций: «Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить её цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах». Они могут уничтожить мое тело, но они никогда не смогут покорить мою волю".
Маршал флота, Адмирал объединённого флота Японской империи Ямамото Исороку.
Но что, если противник не только не может победить твой дух, но и не может, даже убить твоё тело?! В любом случае, пример мужества Хироо Оноды, его опыт ведения партизанской войны, навсегда останется на страницах учебников военной разведки. Хироо Онода умер 16 января 2014 года в возрасте 91-го года, в Токио.
Хироо Онода - истинно последний самурай Японии! Последний ли?!!...