Автор: Акшура 🔥 (https://t.me/axureaxure)
29 мая 2018 года Axure представила анонс предстоящего обновления своего софта до версии 9. В своём посте по этому поводу они называют эту версию не иначе, как громадным шагом вперёд (a massive step forward - п.а.)... Давайте разберёмся, так ли это на самом деле?
Спойлер:
1) нет, это не так
2) но заявка хорошая и Axure ещё в деле
------------------------------------------------------------------------------------------------
Начнём
На первом скриншоте обновлённой версии всё выглядит довольно симпатично: сглаженные шрифты, поправленная цветовая схема, которая более приятна глазу, упор на дизайн - это то, что сразу бросается в глаза и оседает в памяти, но если присмотреться более внимательно, то увидим то, что на самом деле скрывается за этим обновлением.
1. Документация к проекту
Изображение выше взято с этого лендинга, посвящённого новой версии Axure: https://www.axure.com/blog/new-in-9
Если вы проскроллите его ниже, то увидите там ещё такое изображение:
И вот такое
Это 3 из 6, доступных на данный момент, изображений нового интерфейса и общего у них то, что тут показано комментирование проекта. Заметки к странице, заметки отдельно к каждому элементу, комментарии макета на сервере Axure Share - это всё предназначено для того, чтобы письменно задокументировать те или иные особенности поведения интерфейса, логику работы каких-то форм и объектов... Чтобы разработчики потом могли брать инфу прямо с прототипа и пилить себе спокойно проект.
Круто? Казалось бы да, но нет - это не так. Это тупиковый путь и не придаст Axure очков на рынке.
Почему? Потому что:
а) те же Studio, Principle, Atomic и другие современные сервисы предлагают более удобные способы комментирования и взаимодействия внутри прототипа.
Всё происходит онлайн внутри рабочей области проекта; комменты постятся ветками прямо в конкретной точке рабочей области.
б) если у вас реальная команда, которая работает друг с другом каждый день, то в 90% случаев всё обсуждение проекта онлайн вертится в каком-нибудь Slack, Flock, Discord, Битрикс24 и т.п. И переходить в ограниченный (даже с учётом будущего обновления) Axure нет никакого смысла. Это не удобно, это усложняет реальные процессы в команде.
Итог: прикольно, что допилили, но погоды не сделает.
Поставим -
2. Ближе к дизайну
Посмотрите на промо изображение для 8-ой версии Axure:
А теперь снова на промо изображение для 9-ой версии Axure:
Очевидно, что и изображением в рабочей области программы, и макетом ноутбука Apple они как бы намекают, что теперь Axure заточен под дизайн. А в 8-ой версии всё-таки показаны условные обозначения элементов, преимущественно в серых тонах.
Кроме того, в блоке про внимание к деталям перечисляются следующие нововведения, призванные улучшить работу с дизайном:
- межбуквенное расстояние (наконец-то!)
- зачёркнутый текст
- надстрочный текст
- радиальный градиент (наконец-то!)
- выбор цвета по модели HSV
- добавить картинку фоном для объекта
- фильтры для изображений (не указано, какие именно, но предполагаю, что стандартный набор вроде Multiply, Darken, Lighten и т.д. Наконец-то!)
- улучшенная работа с сетками
- расширенные инструменты для работы с векторной графикой (наконец-то!)
Вот такой скриншот есть:
На этом скриншоте не показано всех заявленных функций, но вроде как реально, наконец-то можно будет добавлять градиенты к тексту и вообще работать с типографикой в полноценном режиме.
Наконец-то можно будет лучше прорабатывать визуальные концепции интерфейсов - это особенно важно при работе с прототипами моб.приложений.
Также добавили отдельный блок для быстрой работы с изображениями (ну, типа, все дизайны основываются на фото, поэтому каждому дизайнеру под рукой нужен набор с фото):
Итог: это несомненный плюс и действительно шаг вперёд для Axure, но серьёзно... Заявлять в 2018, что мы добавили межбуквенное расстояние и радиальный градиент?! Это всё базовые возможности для любого конкурентного сервиса!
Поставим +
3. Новые объекты для быстрого прототипирования
На главной промо картинке можем заметить три новых объекта в списке виджетов, которых нет в текущей версии:
- modal (наверное, подразумевается готовый popup)
- drawers (наверное, подразумевается виджет взаимозависимых пунктов - не уверен)
- section (наверное, подразумевается готовый промо блок)
Уверен, что на релизе увидим больше новых виджетов.
Итог: да, круто и полезно, но вопрос будет в возможности редактирования этих блоков... Например, модальное окно: можно ли будет добавлять поля ввода, чтобы сразу делать форму; можно ли будет менять элементы UI (типа иконки закрытия окна) на собственные; и т.п. От этого будет зависеть, реально ли ускорится прототипирование с учётом нужного дизайна или всё-таки нет.
Пока поставим +
4. Интерактив (анимации)
В блоге Axure доработанный интерактив называют "не отвлекающими взаимодействиями" (вольный перевод автора от: Interactions without distractions), намекая на то, что теперь все взаимодействия с элементами настраивать проще, удобнее, быстрее и даже сложные логические условия станут доступны для быстрой настройки абсолютно всем специалистам с любым бэкграундом.
Сдаётся мне, что это не так, потому что:
а) та же отдельная вкладка для интерактива
б) то же вертикальное расположение событий и действий
в) абсолютно такое же окно детальной настройки анимации
Да, видимо они отказались от единого большого окна настройки событий для всего элемента и теперь будут использовать отдельные маленькие окна для каждого события/действия, но раз другого не заявлено, то я боюсь, что мы по-прежнему не увидим:
- таймлайна для гибкого редактирования анимаций
- настройки delay анимации прямо в событии
- настройки события для элемента по таймеру (то есть OnPageLoad, но не общий для всей страницы, а прямо в настройках элемента, чтобы все анимации, касающиеся элемента были в одном месте, а не в двух разных)
А ведь это уже есть у Principle, Studio, Framer, Atomic...
Итог: конечно это ничего кардинально не меняет.
Уверенно ставим -
ОБЩИЙ ИТОГ
Итак, у нас 2 минуса, 2 плюса, но вспомним, что один плюс поставлен авансом, так что на данный момент Axure 9 это не прорыв, а попытка удержания аудитории затянувшимися обновлениями.
Почему я считаю, что Axure не стоит списывать со счетов?
Сначала о плохом... Да, они не привнесли ничего того, что уже есть у конкурентов. Например, у Principle и Studio есть очень гибкая система работы с анимациями и это любят frontend разработчики, т.к. наглядно, понятно, что и как верстать, а дизайнера повышается стоимость часа работы, если макеты он презентует с красивыми, smooth анимациями. А ещё Principle, например, легко импортирует макеты из Sketch и Photoshop (Axure импортирует Sketch, но сначала надо поставить плагин для Sketch - да, просто, но всё-таки лишние действия).
Другой пример: у Framer есть возможность работать с кодом и реализовывать в прототипах более сложные тесты работы с данными.
Получается, что Axure в 2018 году попадает в некое "между": он вроде как и не для дизайнеров, потому что не даёт всей полноты и удобства работы с дизайном, но вроде как и не для разработчиков, потому что ограничен в работе с реальными данными.
Да, возможно, Axure приберегли самые прорывные штуки на релиз, но я в этом сомневаюсь, потому что обычно никто так не делает, а Axure не из тех компаний, который любят делать "ход конём". У них как раз всё медленно и последовательно.
Я думаю, что Axure удержит свою часть пользователей, а может даже и прибавит часть рынка, потому что:
а) позволяет корпоративным дизайнерам (я имею в виду тех, кто работает внутри продуктовой/сервисной компании, а не в digital агентстве, например) удобно и быстро тестировать новые интерфейсы и решения в рамках сложившейся дизайн-системы компании, в которой они работают, без необходимости разбираться с кодом
б) позволит специалистам, привыкшим работать в Axure выдавать продукт, который по качеству может конкурировать с аналогичным, сделанным в Sketch, Figma, Invision и т.д.
в) позволит начинающим дизайнерам быстрее развиваться, позволяя раньше и проще входить в мир интерактивных макетов. Потому что просто стоит дешевле. У того же Principle, например, нет ежемесячной подписки и для него нужен ещё Mac, который не всем начинающим дизайнерам доступен даже б/у. А Studio от InVision пока в бета-версии и там вообще не понятно, что будет с ценообразованием после релиза
Так что, ждём финального релиза и посмотрим на полный набор новых фич в Axure 9!
P.S. Если что - я люблю Axure :D