Керчь принимает генеральный план, который, как заявляется, минимум на ближайшие 20 лет будет определять порядок застройки города и его развития. 28 июня в 14 часов состоятся общественные слушания по этому поводу в здании городского совета (ул. Кирова 17, каб. 101), а до 26 числа горожанам следует подать свои предложения и заявки на участие в обсуждении этого плана. Согласно закону, последний должен быть опубликован для свободного доступа и ознакомления с ним общественности.
На сайте Керченского городского совета и городской администрации действительно опубликовано нечто, называемое проектом генерального плана: это одна единственная карта функциональных зон, по которой довольно сложно составить полное представление о проделанной работе и о самой программе развития города — ведь генеральный план должен включать десятки карт, схем и планов разного направления, а также тома сопутствующей документации.
Чтобы разрешить недоумение по вопросу, в каких же границах и пределах должны быть осведомлены граждане, обратимся к официальному городскому сайту Краснодара. И что же мы видим? Помимо собственно обобщённой и малоинформативной карты функционального зонирования, каждый желающий может более подробно изучить многостраничные документы:
1. Генеральная схема озеленения иллюстрационные материалы;
2. Генеральная схема озеленения муниципального образования г. Краснодар;
3. Карта антропогенной нагрузки на ландшафты г. Краснодар;
4. Мероприятия по охране окружающей среды;
5. Озеленение сельских населённых пунктов. Современное состояние;
6. Озеленение. Проектные решения;
7. Озеленение. Современное состояние;
8. Схема (карта) улично-дорожной сети, транспортных инженерных сооружений;
9. Характеристика современного состояния основных компонентов окружающей среды. Карта районирования территории г. Краснодара по подтоплению;
10. Генеральная схема озеленения муниципального образования город Краснодар. Современное состояние;
11. Оценка окружающей среды на основе комплексной оценки, территории, оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территории;
12. Охрана историко-культурного наследия: Архивные исследования;
13. Охрана историко-культурного наследия: Всесвятское кладбище;
14. Охрана историко-культурного наследия: Историко-архитектурный опорный план города Краснодара;
15. Охрана историко-культурного наследия: Памятники;
16. Охрана историко-культурного наследия: Памятники истории (дополнительно);
17. Охрана историко-культурного наследия: План охранных зон;
18. Охрана историко-культурного наследия: Фотофиксация памятников согласно экспликации;
19. Охрана историко-культурного наследия: Опорный план — Схема 2 «Исторический центр г. Краснодар».
Как видно, помимо довольно острой для керчан темы озеленения и затопления, львиная часть документов посвящена одному из наиболее важных аспектов развития любого города, а именно охране историко-культурного наследия.
Обратимся и к сайту городской администрации Сочи, где также увидим не только общую функциональную схему, но и карту историко-культурного наследия и транспортную схему, а также целый комплект содержательных томов по обоснованию генерального плана.
Так к делу подходит руководство Краснодара и Сочи, которым от роду 225 лет и 179 лет, соответственно. Керчь гордится своей историей, а наша администрация неустанно подчёркивает, что управляет древнейшим городом России с 27-вековым наследием. Почему же граждане Керчи лишены возможности ознакомиться с полным составом документов генерального плана, а, значит, и сделать предметные замечания? Одна ли спешка является причиной, что Керчь получит документ, которым будут оправдываться многочисленные градостроительные ошибки в ближайшие десятилетия.
Что скрывают власти?
Если бы на общественный контроль был предоставлен полный пакет разработанных документов, то городскую администрацию нельзя было бы обвинить в недобросовестном подходе — все претензии находились бы в плоскости содержания генерального плана. Но в данном случае невозможно отделаться от мысли, что народные избранники желают что-то утаить.
Начнём с того, кто занимается разработкой генерального плана и кто со стороны города это контролирует. В Керчи давно нет главного архитектора, а двое последних руководителей, занимавших эту чрезвычайно важную должность, — А. Л. Удовиченко и Е. В. Жабин — не имели профильного образования. Наши депутаты решили, что требование соответствующего образования и опыта работы было бы чрезмерным для самого древнего города России. И действительно, если придётся сносить античные памятники или ваять железобетонные коробки в исторических зонах Керчи, то образование может только повредить. Сегодня делом архитектуры и градостроительства заправляет Александра Владимировна Ткачук — можете послушать её комментарии по поводу генерального плана в специальном сюжете телеканала «Керчь»:
Хотелось бы обратить внимание на некоторые тезисы её интервью:
«Генеральный план — это не одна карта, это множество карт. Конечно, это не для общественности, это для служебного пользования, но это очень важный и нужный документ, с которым мы будем работать в течение 20 лет». — То есть общественности даже не нужно знать, как будут пользовать их город.
«У нас заключён муниципальный контракт на выполнение работ с краснодарской фирмой ООО «ПИТП» (сокращённо). Это добросовестный институт, выполняет всё качественно, вовремя». — Как же у А. В. Ткачук в одном предложении совмещается контора с ограниченной ответственностью и добросовестный институт?
«После публичных слушаний в течение 10 дней мы должны внести изменения, которые мы примем на публичных слушаниях, рассмотреть те предложения, которые поступят непосредственно на публичных слушаниях». — 10 дней… То есть уже сегодня общественные слушания о будущем нашего с вами дома рассматриваются администрацией в качестве сущей формальности, не требующей каких-либо серьёзных последующих действий.
Исполнителем работ по генеральному плану выступает ООО «ПроектИнжТеррПланирование», основанное в 2013 году с уставным капиталом 10 тысяч рублей под руководством Нагапета Арташесовича Делокьяна. Попытки найти хоть что-то об этой конторе выдают исключительно негатив. Например, отклики бывших работников о теневом заработке, полном отсутствии трудовой этики и низком материальном обеспечении служащих, а также неблагозвучные характеристики директора.
Не менее любопытна ещё одна публикация, утверждающая, что А. В. Кузнецов, уволенный со скандалом с должности главного архитектора города Краснодара, добился при поддержке директора ООО «ПИТП» карьерного роста, заняв ту же должность целой Республики Крым, а затем фактически навязал ООО «ПИТП» в качестве исполнителя работ по составлению генеральных планов всем населённым пунктам полуострова. Утверждается, что речь идёт о контрактах примерно на миллиард рублей.
В общем, неудивительно, что результаты работы этой сомнительной конторы (или добросовестного института — тут не очень понятно), которая даже не имеет сайта с портфолио, скрываются от жителей Керчи. Кстати, в случае невыполнения обязательств ООО понесёт ответственность на сумму в размере не более уставного капитала — 10 тысяч рублей. Не правда ли, очень мудро именно такому учреждению передать градостроительное будущее Крыма и огромные по сумме контракты? И санкции — не оправдание, так как они могут быть вредны только тем компаниям, которые ведут деятельность за пределами России.
Керчь без генерального плана и охранных зон
Городские власти не оставили нам другой возможности, кроме как анализа одной лишь карты функционального зонирования без какого-либо сопроводительного описания. В действительности, нужно требовать переноса общественных слушаний по причине неполноты предоставленных для предварительного ознакомления материалов, а значит и предметной подготовки замечаний.
Для начала стоит сказать, что на протяжении десятков лет самый древний город России нёс колоссальные утраты именно в историко-культурном отношении, да и в целом развивается хаотично.
Последний действующий генеральный план Керчи был составлен ещё в 1976 году. Тогдашнее руководство города в лице председателя исполкома В. Ф. Дубова (с 1963 по 1982 годы) и первого секретаря Керченского горкома КПУ С. А. Чистова (с 1974 по 1984 годы) ознакомившись с работой историков, убедилось, что многие сохранившиеся дореволюционные здания будут поставлены на охрану, а потому, предваряя вступление этих документов в силу, принялись массово сносить историческую застройку, включая здания первой половины XIX века, то есть ещё периода первоначального строительства русской Керчи, до Крымской войны. Рассматривался вопрос и уничтожения церкви Иоанна Предтечи.
Генеральный план был утверждён в 1984 году и предусматривал развитие жилищного фонда до 2000 года с расчётом на увеличение населения Керчи до 250 тысяч человек. К сожалению, в него так и не был включён историко-градостроительный опорный план, хотя для его составления была проведена большая научная работа. То есть задача сохранения архитектурно-исторического наследия так и не была поставлена, что обернулось дальнейшим разрушением исторической Керчи уже в украинский период при главном архитекторе А. А. Сальникове (с 1989 по 2008 годы). В результате Керчь по сути утратила свой неповторимый облик и архитектурную связь с прошлым, и задача восстановления этих утрат сегодня даже не поднимается. Более подробно с этой темой можно ознакомиться в статье о гибели дома Домгера.
Проект охранных зон памятников истории и культуры Керчи был закончен и одобрен в 1990 году, но так и не вступил в силу ввиду раздела страны. Лишь в 2010 году киевский Научно-исследовательский институт памятникоохранных исследований, взяв за основу советские наработки, составил «Историко-архитектурный опорный план и зоны охраны» с сопроводительным описанием. В 2011 году на этом основании был утверждён генеральный план города. Несмотря на чрезвычайную важность этого документа и большой прогресс в деле защиты истории и архитектуры города, это была несерьёзная и далеко не полная работа — по сути переделка ещё советских трудов с переводом на украинский язык.
Например, разработчики отметили всего 10 значимых утраченных архитектурных объектов, включая 3 церкви, богадельню, часовню, музей древностей, театр, гимназию и тюрьму. И, конечно, такая странная выборка далеко не отражает весь перечень важнейших утрат: только среди церковных зданий не были упомянуты часовня Месаксуди, часовня Александра ІІІ, Братская Покровская церковь с приютом, гимназический храм, немецкая кирха, а были ещё здание городской думы, множество видных особняков и так далее. В результате, например, историческое и важнейшее для планировки Керчи место дома Домгера было отдано под застройку уродующей облик города забегаловки (по негласной информации, реальным собственником выступает О. В. Осадчий).
Впрочем, и об этом генеральном плане 2011 года теперь можно только мечтать: во-первых, ещё при Украине он был отменён постановлением суда в 2013 году, а то, что нам предлагают сегодня, вообще не идёт ни в какое сравнение.
Материалы для анализа
К сожалению, городская администрация предпочла оставить горожан в неведении о тех документах, которые будут приняты от их имени и определят развитие города на десятилетия, и предлагает общественности одну лишь карту функциональных зон. Для сравнения, генеральный план 2011 года включал как минимум 15 схем, и все они представляют немалый интерес для граждан.
Ну разве не важно, где пройдёт канализация, а какой район останется без неё на ближайшие четверть века; где будет организовано отведение дождевой воды, а где нет; какие улицы будут соединены общественным транспортом; где появятся новые набережные и будут проведены берегоукрепительные работы; где пройдут новые теплосети и линии газоснабжения и так далее?
Желающие могут скачать схемы и планы (880 Мбайт), необходимые для сопоставительного анализа:
1. Историко-градостроительный опорный план советского периода (не вступивший в силу);
2. Генеральный план 2011 года (отменён в 2013 году):
2.1. Историко-архитектурный опорный план и зоны охраны;
2.2. Охранное зонирование города;
2.3. Архитектурно-пространственная композиция и видовое раскрытие объектов наследия исторического ареала;
2.4. Схема водоснабжения и водоотведения;
2.5. Схема городского и внешнего транспорта;
2.6. Схема градостроительного развития;
2.7. Схема дождевой канализации;
2.8. Схема инженерной подготовки территории и улучшения экологического состояния территории;
2.9. Схема инженерно-строительных условий;
2.10. Схема ландшафта города;
2.11. Схема магистральной уличной сети;
2.12. Схема планировочных ограничений;
2.13. Схема положения населённого пункта в системе расселения;
2.14. Схема теплоснабжения и газоснабжения;
2.15. Схема функционального зонирования;
2.16. Схема электроснабжения.
3. Проект карты функциональных зон генерального плана 2017 года.
Северный объездной маршрут
Первое, что обращает на себя внимание в документе 2017 года — это Крымский мост, новые железнодорожный и автомобильный подходы к нему. Как и было обещано керчанам, на карте присутствует внутригородская развязка с выездом на мост с Индустриального шоссе. Обозначен в этом же месте и транспортно-пересадочный узел, хотя желательно было бы строительство полноценного нового железнодорожного вокзала ввиду того, что старый останется в стороне от всех пассажирских направлений и превратится в чисто техническую станцию.
В проекте нового генерального плана присутствует и северный объездной маршрут между Багерово и паромной переправой, хотя и с весьма существенными изменения по отношению к плану 2011 года. Здесь сразу следует оговорить, что с открытием моста, согласно всем официальным заявлениям, паромная переправа останется функционировать, конечно, с гораздо меньшим трафиком. Однако именно по ней могут доставляться опасные грузы, военная техника, оборудование МЧС и так далее, движение которых по центральным улицам города нецелесообразно. Будут сохранены и пассажирские направления для тех, кому удобнее так попасть на север Таманского полуострова, по прямым линиям в азовские порты, или просто для желающих отправиться морским путём.
Для дальнейшего развития города, а также ряда поселений Ленинского района тоже необходим этот объездной маршрут, способный дать толчок в освоении северной, курортной, части Керченского полуострова, сделав прекрасные азовские пляжи заметно более доступными. Проект северного объездного маршрута для автомобильной и железной дорог был разработан ещё в советское время. С возвращением Крыма в состав России в 2014 году средства на его строительство были заложены в Федеральную целевую программу (ФЦП) в размере 4,5 млрд рублей.
В 2016 году Министерство транспорта Крыма подготовило весь пакет документов по северному объездному маршруту и направило его в Министерство экономического развития России, отмечая необходимость строительства данного направления. Однако в результате махинаций, связанных с деятельностью «Ген Инвест» и «Камыш-Бурунской производственной компании» (ныне «Керченский металлургический завод») при покровительстве местных и республиканских властей, этот ценнейший для будущего Керчи уже запланированный инфраструктурный объект был исключён из ФЦП под сомнительными предлогами. Побочным результатом этих вредительских решений стало прекращение строительства столь важного для всего Крыма цементного завода и реконструкции Камыш-Бурунского порта под видом фиктивного инвестиционного проекта, а также разграбление дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища, которое может повлечь за собой серьёзный вред экологии и закрытие городского пляжа.
Так как деньги, заложенные в ФЦП на развитие инфраструктуры Керчи, уже перераспределили на другие объекты Крыма, то сложно сказать, когда и будет ли вообще реализован северный объездной маршрут, хотя к его строительству были готовы приступить уже в этом году. Более того, главным недостатком проекта в новом генеральном плане по сравнению с планом 2011 года является отсутствие железнодорожной части северного объезда.
Необходимо признать, что недопустимо сохранение пущенной после войны в начале 1950-х годов железнодорожной ветки через Еникале (Сипягино) к паромной переправе. Эта дорога сильно ограничивает развитие посёлка, рассекая его надвое. Более того, один из важнейших исторических памятников — крепость Еникале начала XVIII века — не может быть полноценно восстановлен и музеефицирован, а значит будет продолжать гибнуть. Невозможно в текущих условиях воссоздание и одного из ценнейших исторических памятников русской Керчи — первой в Восточном Крыму церкви (во имя Успения Пресвятой Богородицы), построенной в 1797 году после присоединения полуострова к России. Храм стоял на учёте исторических и архитектурных памятников Российской Империи и прекрасно документирован археологической комиссией в начале прошлого века. Храм, который был украшением городка и его главной достопримечательностью, был уничтожен большевиками в 1930-х годах.
Как и следовало ожидать, нет в новом генеральном плане и вымышленного чиновниками для отвода глаз южного объездного маршрута (от Камыш-Бурунского порта вокруг Приозёрного и Ивановки на Феодосийскую трассу), в пользу которого жителей города лишили 4,5 миллиардов на развитие северо-восточной части города.
Историко-культурное наследие
По представленному плану совершенно непонятно, какие властями запланированы масштабы культурных утрат для города. Например, на плане 2011 года имеется большая охранная зона Аджимушкайских каменоломен, а также обозначены две крупные территории историко-культурного заповедника: вокруг пилонов и Царского кургана. На плане 2017 года не только исчезла охранная зона, но и значительно урезана территория кургана.
Неподалёку на мысе Карантинном находится запущенное и открытое всем ветрам античное городище Мирмекий. По старому плану довольно обширная зона была помечена в качестве территории археологических памятников. А теперь это зона естественных природных ландшафтов. Русское средневековое городище Корчев и охранная зона русско-византийской церкви Иоанна Предтечи и средневековой крепости теперь обозначены зоной озеленения общего пользования и, соответственно, зоной делового, коммерческого и общественного назначения.
Можно было бы подумать, что эта карта не включает городища, но это не так: раскопки Пантикапея, Каменки, Парфения, Порфмия, Дии (Тиритаки), Нимфея обозначены в качестве памятников. Такая маленькая ошибочка для города с 27-вековой историей. Ну не доглядела городская администрация и специалисты конторки ООО «ПИТП» — всякое бывает, не за это же им платят в конце концов, и не звать же на помощь историков, музейщиков и прочих скучных специалистов.
Чтобы избежать таких грубейших ошибок достаточно было привлечь хотя бы одного из местных архитекторов, имеющего за плечами многие годы работы в Керчи: того же А. А. Сальникова, который три десятка лет находился во главе архитектуры города и, по крайней мере, детально владеет темой, или руководителя фирмы «Керчьпроект» В. Н. Кусницына. Но, похоже, керчан вообще не желают подпускать к этому проекту.
А об исправлении множественных недостатков плана 2011 года вообще речи не идёт: они аккуратно переносятся на новый генеральный план. Например, не была обозначена территория передовых укреплений крепости Керчь, руины крепостного лазарета, водозаборные сооружения и военное кладбище — и не нужно. А вот на советском опорном плане они были задокументированы.
Где же бесчисленное число античных курганов? Не обозначены зоны охраны археологического культурного слоя, система склепов горы Митридат, а также отдельные расписные склепы на северном склоне. Зоны городищ сокращены до текущих раскопок, предложения историко-культурного заповедника о расширении этих территорий просто проигнорированы, в отличие от далеко несовершенного плана 2011 года.
Ожидается реконструкция комплекса Митридатской лестницы, неотъемлемыми частями которого являются уже разрушенные часовня И. А. Стемпковского и музей древностей. И если территория музея указана, правда не в качестве памятника, а в роли зоны общественного назначения, то место часовни не обозначено. Неужели, несмотря на щедрое 1,5-миллиардное финансирование проекта, власти отказались от мысли восстановить главнейшие памятники старины и символы Керчи, полтора века формировавшие панораму города?
Городская застройка
Ни территории исторического ареала, ни охранные зоны городской застройки не обозначены, будто в Керчи нет ни единого здания национального и местного значения с точки зрения истории и архитектуры. Не выделены композиционные доминанты и видовые оси, негармонирующие архитектурные объекты, утраченные и требующие восстановления памятники и так далее.
Кроме городского пляжа и у санатория «Москва—Крым», на плане отсутствуют все прочие. Возможно, они не видны, а может быть, их просто решили упразднить — ведь каждый год город оказывается не готов к летнему сезону и у чиновников одна головная боль от этих пляжей.
Когда-то, ещё в советское время, побережье у Комсомольского парка и 1-го микрорайона хотели облагородить набережной от пляжа «Черепашка» до «Сморжевского», но, когда безраздельным владельцем города был О. В. Осадчий, нынешний помощник депутата Государственной Думы К. М. Бахарева, один из видных участков в центре этой прибрежной полосы был отдан под так называемые лодочные гаражи. Конечно, лодок там почти нет, зато имеются эллинги и почти настоящие гостиницы. Всю эту полулегальную, полузаконную, даже по украинским меркам, застройку побережья в одном из самых густонаселённых районов города глава Крыма С. В. Аксёнов грозился снести. Но каким-то неведомым простым смертным путём всё это теперь узаконено под видом зоны объектов туристско-рекреационного назначения. Вот каков туристический облик будущей Керчи — мексиканские трущобы вместо красивых, доступных и удобных набережных.
Кладбища
Отдельного слова заслуживают, конечно, кладбища. Многие небольшие исторические кладбища, которые ныне почти перестали существовать, вовсе не обозначены. А по одному из них, напротив микрорайона Марат-2, пройдёт новая дорога на продолжении улицы Блюхера. На старом городском кладбище отсутствует обозначение церкви и место старой часовни Нелидова. А все остальные уже недействующие погосты, в том числе самый большой и важный из них, на горе Митридат, отмечены как зоны проектируемых мемориальных скверов. Что это означает на практике — до конца не ясно.
Будем надеяться, что древние кладбища будут облагорожены, обсажены деревьями, а на Митридатском христианском погосте, где нашли своё упокоение многие тысячи достойных керчан, появится часовня, в которой бы хранились все известные имена погребённых там людей. Это необходимо сделать потому что в 1930-е годы, несмотря на протесты общественности, власти снесли кладбище, чтобы использовать могильные плиты и памятники в хозяйственных целях — для мощения улиц. Ни одна могила не уцелела, ни героев Крымской войны, ни учителей, ни духовенства, ни видных городских деятелей, ни меценатов — сегодняшний пустырь служит немым укором нам, живым. Наш долг хотя бы попытаться восполнить эти утраты созданием часовни, уютного мемориального сквера и выпуском мартиролога. А ведь сегодня наиболее старая часть кладбища уже застроена.
Выводы
Снова возвращаемся к тому, что нам представили одну единственную схему, сообщив лишь, что есть множество других, о которых общественности знать не нужно. Но даже при беглом взгляде на проектируемый генеральный план, как можно видеть из настоящей заметки, выявляется масса грубейших ошибок и отсутствие целых пластов важнейшей информации. Поэтому нет никаких оснований считать, что остальные карты составлены более компетентно и не готовят для нашего города печальную участь. Здесь не только нечего одобрять, но даже почти нечего и рассматривать.
В который раз приходится говорить, что в древнейшем городе России (а это не просто фигура речи, а факт, к чему-то обязывающий всех нас, включая чиновников) не предоставлять историко-архитектурного опорного плана и подробной сопутствующей документации для предварительного ознакомления общественности просто преступно. Так что проводить общественные слушания по генеральному плану на таких основаниях недопустимо, и они должны быть отложены. Городское руководство обязано заранее опубликовать в открытом доступе полную документацию по генеральному плану и все входящие в него схемы, а также дать необходимое время для ознакомления с этим материалом всем желающим.
Данная статья нисколько не претендует на полноту и не ставит задачу глубокого анализа представленной схемы, а лишь призвана показать ненормальность ситуации и привлечь внимание керчан к вопросу, который будет определять будущее Керчи на ближайшие декады. Необходимо деятельное участие каждого, кто хорошо знает свой район и местные объекты, осведомлён в определённой области и видит нарушения или недостатки существующего плана.
Стоит обратить внимание, что подать своё предложение или заявку на участие в публичных слушаниях, согласно постановлению городского совета, необходимо до 26 июня включительно по адресу: ул. Кирова, д. 17, каб. 303, по телефону 2-20-04 или электронной почте gorsovet-kerch@mail.ru. Поступившие предложения регистрируются и изучаются рабочей группой. Предложения, внесённые после указанного срока, могут не рассматриваться ни чиновниками, ни замечательной краснодарской конторой с ограниченной ответственностью.
Константин и Владимир Ходаковские, 2017 год.