Найти тему
BAD.PLANET

Ты можешь убить человека и не попадешь в тюрьму.

История о том, как живет косовский город, прямо посреди которого прошла неофициальная граница.
Здесь нет пограничного контроля. Официальная граница все еще очень далеко, в сорока километрах отсюда, что очень внушительно для Косово. Город Митровица – не где-то в глуши. Напротив, это большой и процветающий, пятый по величине город практически в центре Косово. Но из-за тяжелого конфликта в 2008 году и из-за нежелания сербов подчиниться новой власти в Косово, Митровица разделилась на две части. На севере поселились сербы, а на юге – албанцы. И не смотря на то, что граница между Сербией и Косово все еще очень далеко отсюда, в городе появилась своя, негласная. Она прошла по мосту через реку Ибар и разделила обычный город на две абсолютно разные части.

В результате голосования на нашем телеграм-канале
Badplanet я подготовил фоторепортаж о нашем путешествии в Митровицу три года назад. Итак, поехали:

Сербская часть Митровицы. Граффити
Сербская часть Митровицы. Граффити

На севере от моста говорят на сербском, ходят в православную церковь, готовят чевапчичи и плескавицу – национальную еду Сербии, платят сербскими динарами и даже голосуют за президента Сербии несмотря на то, что территориально эти люди живут в другой стране.

Сербия так и не признала отделение Косово, как и десяток других стран, в том числе и Россия. Поэтому де-юре для сербов, живущих в Митровице, все справедливо. Они все еще на территории Сербии.

Сербская часть Митровицы. Вид с моста.
Сербская часть Митровицы. Вид с моста.

К югу от моста все по-другому. Здесь начинается настоящее Косово: говорят на албанском, платят в Евро, готовят кебабы и голосуют за президента Косово. Единственное неудобство для них – невозможность пересечь мост в сербскую часть города, потому что это попросту опасно. Журналист Лулзим Хакаж из косовской части Митровицы говорит, что может спокойно находиться на севере города только вместе со своими друзьями сербами.

И несмотря на то, что мост полностью открыт для передвижения и де-юре не является никакой границей вообще, в реальности все по-другому. Город жестко разделен на две части, которые практически не взаимодействуют друг с другом и живут в своих мирах.

-3
На обоих диптихах сербская часть Митровицы – слева, албанская – справа
На обоих диптихах сербская часть Митровицы – слева, албанская – справа

"Это был обычный мост до войны. – признается активист Ардиана Османи журналистам Vice, – Я имею ввиду, что сейчас это замороженный конфликт, и он может начаться снова в любой момент. Политики и KFOR сделали эту тему очень горячей. И вот они, стоят прямо посреди моста"

Конфликт между сербской и албанской частями города периодически дает о себе знать. Вплоть до 2010 года вооруженные столкновения происходили с завидной периодичностью. Особо известными были массовые беспорядки в 2004 и 2008 годах. Во время первых сожгли дома сербов, а во время вторых сербы взяли реванш и устроили вооруженные столкновения на косовской части.

Албанская часть Митровицы. Прихожане жертвуют деньги мечети.
Албанская часть Митровицы. Прихожане жертвуют деньги мечети.

Мост контролируют силы KFOR. Это военизированная структура ООН, призванная следить за порядком в Косово. По сути это небольшая группа военных, которая двадцать четыре часа в сутки наблюдает за порядком на мосту. Но даже они не способны ничего сделать, если в Митровице начнется серьезный вооруженный конфликт или этнические чистки с одной или с другой стороны.

"Силы KFOR не смогли или не хотели защитить нас от агрессивно настроенных албанцев. Поэтому нам пришлось организовать собственное сопротивление. Мы не военная и не политическая организация как они. Мы просто хотим, чтобы этнические чистки по отношению к нам прекратились", – убеждает журналистов Vice глава смотрителей моста Небойса Йовиц.

Итальянский отряд KFOR, который следит за порядком на мосту
Итальянский отряд KFOR, который следит за порядком на мосту

Помимо сил ООН, мост до сих пор охраняют отряды добровольцев и с сербской и с албанской стороны. Их деятельность запрещена, потому что чаще всего они провоцируют новые столкновения чем спасают от потенциально новых. Поэтому им приходится действовать незаметно. Десятки машин кружат ночью по городу, подъезжая к мосту и резко разворачиваясь. Они следят, чтобы мост не пересекали ни албанцы ни сербы. И хотя это и не запрещено, ведь границы никакой в Митровице нет. На самом деле пересекать мост попросту опасно.

"Я слышала от моих друзей из Сербии, что ты можешь убить человека там и не попадешь в тюрьму. Это связано с организованной преступностью и отсутствием косовских законов с той стороны моста", – рассказывает активист Адриана Османи.

Отряды добровольцев патрулируют город и наблюдают за мостом со стороны Сербии
Отряды добровольцев патрулируют город и наблюдают за мостом со стороны Сербии

За последние десять лет жизнь в Митровице сильно изменилась. Все больше сербов приходят работать в албанскую часть города и наоборот. Серьезных конфликтов не было уже несколько лет. Теперь переходить мост не так опасно, как было в напряженные времена. Однако, любое неосторожное движение, и этот конфликт снова начнется. Люди все еще не забыли страшные этнические чистки в Косово в 1999 году.

Потерянность и отдаленность Косовской Митровицы от Сербии не на руку сербскому кварталу. Все больше молодых и образованных людей покидает город и уезжает в Сербию. Население стареет. Напротив, албанская часть растет с каждым днем. И несмотря на глубокий этнический кризис в городе, это вопрос времени, когда мост снова откроют. Но не между нынешним сербским анклавом и Косово, а между двумя обычными к тому времени районами города, где население уже давно перемешалось.

Портреты Путина. Сербская часть Митровицы
Портреты Путина. Сербская часть Митровицы

Понравилось? Подписывайся на телеграм-канал о самых поганых местах планеты Badplanet