Найти тему
Широкий взгляд

Брошь: от необходимости к статусности.

Брошь, безусловно, один из самых древних видов украшений. Из всех средств декора, следуя за эпохами и потребностям человека, чаще всего изменялась брошь. Именно поэтому броши особенно любят археологи. По ним можно точно определить возраст всех остальных будущих находок.

Первые люди, в качестве броши, использовали колючки растений, чтобы скреплять набедренные повязки и накидки. Затем колючки сменили кости мелких животных и рыб.

Бронзовый век открыл человечеству металлы.  Появились первые металлические броши-застежки - фибулы. Они пришлись по вкусу в Древнем Риме – патриции скрепляли ими на плече плащи и хитоны. Часто фибулы инкрустировали стеклом, считавшимся не менее дорогим, чем ювелирные камни.

-2

Также, полюбили броши викинги и шотландские кельты. Для викингов скреплять несколькими брошами тяжелую шерстяную и меховую одежду стало суровой необходимостью. Шотландские кельты же после смерти воина, не оставившего наследства, устраивали ему похороны на деньги, вырученные с продажи его фибулы. Украшены такие фибулы были простым узором, постепенно приобретавшим формы растений и зверей.

-3
-4
-5

Со временем, броши стали не только практичным украшением, но и показателем положения в обществе. Ни один дамский гардероб не обходился без брошки.

Изменения в социальной жизни Европы привели к новым веяниям в моде украшений. Появились аграфы – декоративные застежки и пряжки. Аграфы застегивали отворот шейного выреза в женской одежде. Появилось большое количество новых изображений:  цветы, различные символы, девизы домов. Особо популярны были ключи и стрелы, которые дарили возлюбленным дамам.

-6

Эпоха Возрождения ввела моду на подвески. Одежды тогда соединялись шнурками и застёжками. Подвески — это наконечники шнурков, изготовлявшиеся из золота или серебра и покрывавшиеся эмалью. В зависимости от того, завязывали шнурки бантом или продевали в дырочки, подвески были тройными, двойными или одинарными.  Придворная дама короля Людовика XIII, мадам де Савиньи, ввела в моду необыкновенный аксессуар. Брошь в виде банта, с крепившейся к нему подвеской. Форма такого украшения была продиктована модой на подвески, привязанные к одежде атласными лентами. Чем роскошнее и пышнее платье было в моде, тем богаче и изящнее требовалось украшение. Аграфы, неизменно симметричные, украшенные драгоценными камнями, подчеркивали шею и декольте. Все мы помним как гармонично сочетались платье королевы Анны и двенадцать алмазных подвесок, возвращенные ей Д’Артаньяном-Боярским во всем известном мюзикле-сериале режиссера Юнгвальда-Хилькевича. Ни в одной из множества экранизаций «Трех мушкетеров» эти подвески не выглядят одинаково.

Те самые, всем хорошо известные, 12 алмазных подвесок королевы Анны
Те самые, всем хорошо известные, 12 алмазных подвесок королевы Анны

В эпоху Рококо требования к строгому соблюдению ювелирных канонов ослабли – линии отделки стали более плавными, а рисунок перестал быть только симметричным. В период правления Наполеона брошь, усыпанная алмазами, изумрудами и сапфирами становится неотъемлемой частью придворного костюма.

-8

-9

Поворотным в истории броши стал XIX век. Высокая мода, одежда «от-кутюр» (фр. Haute couture), уступает место одежде массового производства. Вместе с тем, брошь из строго статусной драгоценности превратилась в модный аксессуар, подчеркивающий оригинальность хозяйки. С развитием естественных наук ювелиры обратили свое внимание на мир насекомых. Появились броши-насекомые. Они сочетались с любой одеждой и были чрезвычайно реалистичны. Возвышенные бабочки, цветастые жуки, таинственные стрекозы, симпатичные божьи коровки. Брошь полюбили все модницы без исключения.

-10

-11
-12

В России броши изготавливали из природных самоцветов. Особенно такие броши почитала супруга Николая II царица Александра Федоровна. Уральские мастера поставляли ей броши со змеевиком, агатами, яшмой. Кстати, именно в России были придуманы покрытые глазурью сюжетные и портретные броши. Такие украшения расписывали искусные художники.

Жемчужная брошь из коллекции Александры Федоровны
Жемчужная брошь из коллекции Александры Федоровны
Портретная брошь Марии Федоровны и Александры Федоровны
Портретная брошь Марии Федоровны и Александры Федоровны

В начале XX века появился в буквальном смысле «новый стиль» - модерн. Основным мотивом создания брошей стала природа: растительность с плавными, причудливо изогнутыми линиями. Привычные всем образы классики сменила озороватость и воздушность.

-15

-16

Украшения в стиле арт-деко приобрели абстрактные формы и стилизованные мотивы. В 30-х годах ХХ века металлические броши носили на воротнике или закалывали ими свободные блузы ниже пояса. В 50-х в моду вошли крупные броши с драгоценными камнями в золотых оправах. Особенно модницам пришлись по вкусу броши в виде веточек с бриллиантами.

-17

-18

-19

Сегодня же мастера не просто создают украшения, они стараются раскрыть все возможности материала, выразить цветом, формой, рисунком замысел автора. Они сочетают, на первый взгляд, несовместимые материалы и придают брошам невиданные формы.

Когда для человечества отпала необходимость скреплять детали одежды брошами, они превратились в прекрасное украшение. Некоторые броши настолько живописны и неповторимы, что вполне заслуженно считаются произведениями искусства.

Касьяненко Г.