Брошь, безусловно, один из самых древних видов украшений. Из всех средств декора, следуя за эпохами и потребностям человека, чаще всего изменялась брошь. Именно поэтому броши особенно любят археологи. По ним можно точно определить возраст всех остальных будущих находок.
Первые люди, в качестве броши, использовали колючки растений, чтобы скреплять набедренные повязки и накидки. Затем колючки сменили кости мелких животных и рыб.
Бронзовый век открыл человечеству металлы. Появились первые металлические броши-застежки - фибулы. Они пришлись по вкусу в Древнем Риме – патриции скрепляли ими на плече плащи и хитоны. Часто фибулы инкрустировали стеклом, считавшимся не менее дорогим, чем ювелирные камни.
Также, полюбили броши викинги и шотландские кельты. Для викингов скреплять несколькими брошами тяжелую шерстяную и меховую одежду стало суровой необходимостью. Шотландские кельты же после смерти воина, не оставившего наследства, устраивали ему похороны на деньги, вырученные с продажи его фибулы. Украшены такие фибулы были простым узором, постепенно приобретавшим формы растений и зверей.
Со временем, броши стали не только практичным украшением, но и показателем положения в обществе. Ни один дамский гардероб не обходился без брошки.
Изменения в социальной жизни Европы привели к новым веяниям в моде украшений. Появились аграфы – декоративные застежки и пряжки. Аграфы застегивали отворот шейного выреза в женской одежде. Появилось большое количество новых изображений: цветы, различные символы, девизы домов. Особо популярны были ключи и стрелы, которые дарили возлюбленным дамам.
Эпоха Возрождения ввела моду на подвески. Одежды тогда соединялись шнурками и застёжками. Подвески — это наконечники шнурков, изготовлявшиеся из золота или серебра и покрывавшиеся эмалью. В зависимости от того, завязывали шнурки бантом или продевали в дырочки, подвески были тройными, двойными или одинарными. Придворная дама короля Людовика XIII, мадам де Савиньи, ввела в моду необыкновенный аксессуар. Брошь в виде банта, с крепившейся к нему подвеской. Форма такого украшения была продиктована модой на подвески, привязанные к одежде атласными лентами. Чем роскошнее и пышнее платье было в моде, тем богаче и изящнее требовалось украшение. Аграфы, неизменно симметричные, украшенные драгоценными камнями, подчеркивали шею и декольте. Все мы помним как гармонично сочетались платье королевы Анны и двенадцать алмазных подвесок, возвращенные ей Д’Артаньяном-Боярским во всем известном мюзикле-сериале режиссера Юнгвальда-Хилькевича. Ни в одной из множества экранизаций «Трех мушкетеров» эти подвески не выглядят одинаково.
В эпоху Рококо требования к строгому соблюдению ювелирных канонов ослабли – линии отделки стали более плавными, а рисунок перестал быть только симметричным. В период правления Наполеона брошь, усыпанная алмазами, изумрудами и сапфирами становится неотъемлемой частью придворного костюма.
Поворотным в истории броши стал XIX век. Высокая мода, одежда «от-кутюр» (фр. Haute couture), уступает место одежде массового производства. Вместе с тем, брошь из строго статусной драгоценности превратилась в модный аксессуар, подчеркивающий оригинальность хозяйки. С развитием естественных наук ювелиры обратили свое внимание на мир насекомых. Появились броши-насекомые. Они сочетались с любой одеждой и были чрезвычайно реалистичны. Возвышенные бабочки, цветастые жуки, таинственные стрекозы, симпатичные божьи коровки. Брошь полюбили все модницы без исключения.
В России броши изготавливали из природных самоцветов. Особенно такие броши почитала супруга Николая II царица Александра Федоровна. Уральские мастера поставляли ей броши со змеевиком, агатами, яшмой. Кстати, именно в России были придуманы покрытые глазурью сюжетные и портретные броши. Такие украшения расписывали искусные художники.
В начале XX века появился в буквальном смысле «новый стиль» - модерн. Основным мотивом создания брошей стала природа: растительность с плавными, причудливо изогнутыми линиями. Привычные всем образы классики сменила озороватость и воздушность.
Украшения в стиле арт-деко приобрели абстрактные формы и стилизованные мотивы. В 30-х годах ХХ века металлические броши носили на воротнике или закалывали ими свободные блузы ниже пояса. В 50-х в моду вошли крупные броши с драгоценными камнями в золотых оправах. Особенно модницам пришлись по вкусу броши в виде веточек с бриллиантами.
Сегодня же мастера не просто создают украшения, они стараются раскрыть все возможности материала, выразить цветом, формой, рисунком замысел автора. Они сочетают, на первый взгляд, несовместимые материалы и придают брошам невиданные формы.
Когда для человечества отпала необходимость скреплять детали одежды брошами, они превратились в прекрасное украшение. Некоторые броши настолько живописны и неповторимы, что вполне заслуженно считаются произведениями искусства.
Касьяненко Г.