Найти тему
Музыка и Жизнь

Егор Летов, как зеркало русской революции. Часть 2

Первая часть в статье по ссылке "Егор Летов, как зеркало русской революции. Часть 1"

Перед тем, как анализировать второй сольный альбом Егора Летова "Сто лет одиночества" надо отметить чрезвычайную плодотворность его и группы "Гражданская Оборона", как авторов в предшествующий период. ГО до 1991 года выпускала по 4-5 альбомов ежегодно. Это не всегда был разный материал, было много повторений прежних песен в других аранжировках, улучшение, можно сказать. Но, как правило, каждый альбом был законченным изделием.

С началом девяностых производительности как отрезало. Бороться стало не с кем, возникла пустота. Все остросоциальные тексты, которые таковыми казались, и которые на самом деле были просто текстами "на злобу дня", отправились на свалку. Если "Прыг-Скок" воспринимался, как крик мятущейся души, потерявшей опору, то за два года, видимо, Летов осознал свой дальнейший путь и своё предназначение. Он ещё попытался политизироваться в альбоме "Солнцеворот" после реинкарнации ГО в 1995 году, но это скорее уже последний выстрел, дань прошлому. Дальше Летов пошёл творить уже для жизни, как Антон Павлович Чехов, который всегда избегал политизированной социальной критики, а просто рисовал жизнь, как она есть. В свою очередь он всегда атаковался разночинцами-социалистами, но время всё расставило по местам. Злоба дня ушла, вечность осталась. Не зря следующий, сильный альбом 1997 года он назвал "Невыносимая лёгкость бытия", давая в том числе аллюзию на роман Милана Кундеры, где обычная жизнь затмевает напрочь всякие сиюминутные революции.

То немногое, что до 1991 года было над схваткой, тексты о вечном, так сказать, о жизни, остались конечно. Все они были очень личные, похоже выстраданные и, как по-волшебству, названия имели короткие. "Государство", "Моя Оборона", "Мышеловка", "Тошнота", "Харакири", "Система" - я их называю "программные".

Такова была "Свобода" - первая, застрельная композиция с альбома "Сто лет одиночества", который появился только через два года после альбома "Прыг-Скок". Жёсткий хард-рок на трёх аккордах с переходом и с традиционным для ГО жужжащим звуком летовской гитары на постоянном фоне.

Альбом вышел гораздо спокойнее и продуманнее всех предыдущих альбомов. Не то, чтобы нерв пропал, но видна была работа со звуком. Он стал мягче, тогда как раньше ребята специально грязнили звук при записи. Материала накопилось много, в альбом вошли 22 композиции. Тематика была самая разная - от библейских философствований в композициях "Евангелие" и "Глина научит", до отсылке к шекспировским страстям и печалям в композиции "Офелия". Офелия - классический хард-рок среднего темпа с аргессивной подачей. Песня, на самом деле по словам Егор навеяна его размышлениями о жизни людей в блокадном Ленинграде.

Были опять стихи вместо песен, в том числе и заглавная "Сто лет одиночества" - это белый стих. Собственно "Сто лет одиночества" это аллюзия на одноимённый шедевр Габриэля Гарсии Маркеса, выпущенный за 25 лет до альбома

С этого альбома Летов стал уделять внимание песням о Великой Отечественной войне - по моей версии это одна из немногих неоспоримых вещей, Победа в этой войне, в которой он чувствовал опору. В 2001 году Летовым был записан альбом "Звездопад", сделанный целиком на кавер-версиях советских песен. На альбоме он сделал прекрасный кавер на фронтовую песню Колкера/Рыжова "Туман".

Замыкает альбом инструментальная пьеса «Об отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия». С этого альбома инструменталки, записанные Гражданской Обороной в таком стиле станут неотъемлимой частью всех следующих альбомов. Они узнаваемы и по звуку инструментов, и по некоторой цикличности, и по манере исполнения, и по плавающе-звенящей летовской ритм-гитаре. Они очень лирические, несмотря на хард-роковую подоплёку.

За эти два альбома и за эти три года с 91 по 93 Летов нашёл новый звук для своей музыки, уже в следующем году он возрождает Гражданскую Оборону сильно отличающуюся по музыке от старой, советской. Потом добавится ещё плотности, музыка станет немного хэви. С этим звуком Летов перепишет практически все свои прежние заметные работы и переиздаст несколько альбомов.

Судя по всему, в начале XXI века Егор Летов будет очень много внимания уделять студийной работе. Все его альбомы с начала века и до самой смерти в 2008 году будут чрезвычайно профессионально сведены и богаты аранжировками. Энергетика при этом никуда не денется, для злобы место тоже останется. А вот на концертах при том, что Егор будет вести себя на сцене более статично, никакой почти разницы с допотопным периодом не будет. Ну разве что аппаратура стала лучше и профессионализма у музыкантов добавилось. Мне довелось быть на концерте Гражданской Обороны в Горбушке в 1989 и в 2005 годах - подтверждаю, разницы ни в публике, ни в музыке почти не заметил. А молодёжи, пожалуй. на втором концерте было побольше, чем на первом. И это радует.