Чиновники пошли войной на цены на бензин. Они посмели вырасти с апреля более чем на 13%. Война будет экономической. Правительство не стало повышать акцизы на горючее, как предполагалось ранее, а снизило их: на 2 тыс рублей за тонну бензина и на 3 тыс — за тонну «дизеля».
Такой маневр дорого обойдется бюджету. Рост акцизов должен был принести казне 140 млрд рублей дополнительного дохода. Однако правительство, которому за шесть лет нужно найти 25 трлн рублей для исполнения майского указа президента Путина, готово пожертвовать такой суммой — чтобы рост цен на горючее, с начала года более чем в 10 раз превышающий темпы инфляции, не отразился тяжким бременем на кошельках рядовых потребителей, реальные доходы которых после четырех лет непрерывного падения только-только начали подрастать. Ведь дошло уже до митингов и пикетов в разных регионах из-за роста бензиновых цен.
Правда, понимая, что экономические принципы работы бизнеса и власти далеко не всегда приносят существенную пользу, государство задействовало уже проверенный в 1990-х и 2000-х механизм: чиновники вновь обратились к крупным нефтяным компаниям с просьбой «по-хорошему» умерить свои аппетиты. Вице-премьер Дмитрий Козак встретился 30 мая с капитанами российской топливной отрасли, и обсудил с ними положение «на рынке нефтепродуктов и дальнейшее снижение фискальной нагрузки для выравнивания ситуации в рознице».
Подробности встречи официально не раскрываются, но, очевидно, что государство взамен сдерживания цен на АЗС пообещало нефтяникам определенные преференции. Без уступок добывающим компаниям, владельцы которых занимают первые строчки в рейтинге богатейших предпринимателей России, обойтись нельзя. Бизнес есть бизнес. Формула «купи подешевле — продай подороже» действует не одну сотню лет.
Сейчас баррель нефти стоит $75-77. Котировки доллара, в свою очередь, превышают 62 рубля. «При таком соотношении разница между стоимостью тонны бензина, проданной за рубеж и внутри страны, доходит до 10 тыс рублей. Добывающие компании, которые контролируют большинство НПЗ и сетей АСЗ, увеличивают экспортные объемы», — отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
Другими словами, нефтяные компании, пользуясь случаем, снимают сливки с выгодной конъюнктуры — естественно, за счет населения. И это при том, что Россия входит в тройку мировых лидеров по добыче нефти. То есть, сырья у нас завались, но власть не может справиться с ценами на главную производную углеводородов. Действительно, с одной стороны, виновата дорожающая нефть. Два года назад, весной 2016-го, о нынешних котировках нельзя было мечтать. Тогда за бочку «черного золота» давали меньше $30. Правда, литр АИ-95 тогда стоил 35-36 рублей. Его удорожание хотя бы на рубль в течение месяца считалось преступлением со стороны нефтяников.
Теперь это обыденная практика. В последние числа мая литр АИ-95 вырос в цене на два «целковых». Никого не посадили, никого не оштрафовали. Более того, нефтяникам предоставили более вольготные условия для торговли.
«Не забывайте, что рост цен на бензин начался после определенных событий. Повышение котировок нефти, за которым, по мнению наших чиновников, последовал резкий скачек ценников на АЗС, началось в начале прошлого года. Однако стоимость горючего на заправках оставалась стабильной.
Это может свидетельствовать о том, что у власти и добывающих компаний был неофициальный договор — нефтяники искусственно держат цены до выборов президента, а потом получают фискальные преференции». - считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Только нефтяников обманули, считает эксперт, и это сказалось на поведении бизнесменов. Налоговый маневр предполагал снижение экспортных пошлин на углеводороды и повышение налога на добычу полезных ископаемых. Первые так и не были снижены, а второй налог увеличили. В результате, нефтяники перестали верить государству и готовы зарабатывать, пользуясь вполне законными методами.
Государство, со своей стороны, пытаясь применить рыночный подход в отношении с сырьевыми гигантами, демонстрирует неспособность регулировать топливный рынок. Остается только готовиться к тому, что, даже после снижения топливных акцизов, россиянам придется столкнуться с дальнейшим ростом цен на бензин. Особенно ближе к зиме, когда внутренний спрос на топливо пойдет на спад. Нефтяники, воспользовавшись фискальной «подачкой», смогут безболезненно нарастить поставки горючего за рубеж, тогда как на внутреннем рынке их меркантильное поведение не будет столь очевидно. Однако надо запомнить, что «пешки, назад не ходят» и стоимость бензина, которую мы сейчас наблюдаем, вспять никогда не пойдет. Даже если баррель нефти упадет до одного доллара.