Найти тему
От тундры до театра

Усадьба "Хмелита"

Сегодня я приглашаю вас прогуляться по усадьбе Хмелита, расположенной близ города Вязьма и познакомиться с его историей. Хмелита – самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли. Она расположена в центре одноименного села, известного с 1614 года. Село же, в свою очередь,  получило  название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.

***

Хочу уточнить, что этот снимок был сделан мной в июне 2013 года (тогда я посетила усадьбу в качестве фотографа бала-реконструкции 19 века). К сожалению, в этот раз не было возможности сделать более свежий кадр. Все остальные фотографии в этом посте самые свежие, из нашего блог-тура по Вязьме и окрестностям :)

История усадьбы – типичная история русского дворянского гнезда. В XVI в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским, а в конце же XVIII – начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. Алексей Федорович жил на широкую ногу и мог похвастаться богатой библиотекой, домашним театром и цыганским хором. Подрастающему же поколению прививали любовь к наукам и искусству  прекрасные учителя и гувернеры.

 Аристократическое сродство, знакомство, положение в обществе связывали владельца Хмелиты с такими дворянскими семьями как: Якушкины, Шереметевы, Нахимовы, Лыкошины, Озеровы, Уваровы. Их имения  соседствовали с грибоедовской Хмелитой.

Дом Алексея Федоровича всегда отличался хлебосольством и притягательной силой, а на балы в дом Грибоедовых собиралось избранное аристократическое общество, в том числе молодежь, которую сближало увлечение поэзией, музыкой, театром.

В летнее время великолепная усадьба Грибоедова становилась для многих самым любимым и родственным домом. «Хмелитское общество» устраивало пикники на природе, совершало прогулки, по вечерам из окон лились звуки музыки. Это Александр Грибоедов и его кузины - прекрасные музыкантши – играли на фортепьяно. Когда же гости разъезжались, Александр любил рассматривать в опустевших покоях семейные портреты, строгие лики предшествующих поколений, парадные царские портреты, которые по заведенной традиции украшали стены гостиных. Все было красиво и спокойно в доме дяди в эти часы. Для одаренного, внимательного мальчика Хмелита становилась невольно и объектом наблюдения быта и нравов помещичьей среды. Его детские и юношеские наблюдения,  "хмелитские" впечатления от встреч со столичным и усадебным дворянством стали позднее одним из источников создания комедии « Горе от ума» (которая, между прочим, переведена на 170 языков).

 Говорят, однажды актер и драматург Петр Каратыгин сказал Грибоедову: "Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!" Он улыбнулся, взглянул на него из-под очков и отвечал: "Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего".

 В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль не сохранился. Время, революция, война,  стихийные бедствия не пощадили Хмелиту.

 Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск.

В советское время были разобраны  два флигеля, существенный урон причинен был Казанской церкви и другим храмам,  а также постройкам хозяйственного назначения. Самый сильный удар был нанесен по усадьбе в 1954 году. В то время тут размещались школа, колхозная контора и склад. На полу дворца сушилось липовое лыко. Однажды, по неосторожности (или по умыслу, уже и не определить), в доме возник пожар.  Дворец, в котором лыко вспыхнуло как порох, горел целую неделю, а черный удушливый дым еще долго напоминал о трагическом событии в усадьбе. Открытый всем дождям и ветрам, стоявший без крыши дом разрушался на глазах. К тому же свою лепту вносили колхозники, которые начали разбирать стены на кирпич для домашних нужд.

 Своим возрождением Хмелита обязана  Петру Барановскому (1892-1984 гг.), архитектору и реставратору с мировой известностью.  Он был выдающимся знатоком русской старины, но  особенно любил смоленские памятники. По его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита. В 1967 г., в ходе натурного обследования усадьбы, именно он определил ее как памятник русского елизаветинского барокко. Сейчас туристическую Смоленщину невозможно представить без музея-заповедника, россыпи окружающих его усадеб и храмов, ежегодных грибоедовских чтений в самой Хмелите.

Наш замечательный экскурсовод Дмитрий Викторович

Перевод названия "Горе от ума" на иностранный язык - всегда испытание... каких только вариантов не было...

Кабинет Грибоедова

Столовая

Парадная гостиная. Двери этой залы выходят на Парадную лестницу (ее вы видели на первом фото). Зеленый цвет стен залы выбран не случайно. Так переход в сад ощущается более гармонично.

Голубая гостиная

Кабинет дяди

Спальня

До чего же сундук хорош... прелесть просто!

Комната барышень. В ней жила старшая дочь хозяина усадьбы. дяди писателя.

Аллеи....

-22

Просторы, от которых не хочется уезжать

Благодарю сообщество https://travel-russia.livejournal.com за приглашение

Сайт музея-заповедника "Хмелита" http://griboedovmuseum.ru

Оригинал поста - в моем блоге https://olgabobkovafoto.livejournal.com/143420.html

#trвязьма #путешествиепороссии #travelrussiaclub #travelblogger#travel_russia