С 31 мая по 3 июня в Москве проходит ежегодный книжный фестиваль «Красная Площадь». Программа мероприятия составлена таким образом, чтобы каждый человек нашел для себя что-то интересное. Но все же самыми значимыми событиями являются встречи с популярными писателями, журналистами, медийными персонами.
Сегодня хочу вам рассказать о проекте «Книги моей жизни», организованном журналом «Читаем вместе». В рамках проекта проводятся интервью с известными личностями с целью выяснить, что те читают, чем вдохновляются и самое главное – какие произведения мировой литературы повлияли на их мировоззрение и на их творчество. Всего журнал опубликовал более сотни интервью с самыми разнообразными людьми.
Книжные фестивали и ярмарки дают возможность «оживить» интервью, провести его в компании читателей. В этом году на Красной Площади было запланировано три таких открытых беседы с писателем и редактором Львом Данилкиным, пианисткой Екатериной Мечетиной и писателем, политиком Сергеем Шаргуновым. Все встречи проводит основатель проекта – литературный критик Клариса Пульсон.
В этой статье мы поговорим об уже состоявшимся разговоре с Львом Данилкиным. Лев является редактором отдела культуры «Российской газеты», в 2017 году он получил главную российскую литературную премию «Большая книга» за монументальный труд про Ленина, но широкой аудитории писатель больше известен в роли литературного критика. Данилкин около 15 лет рецензировал книги, выдержки из его текстов красуются на обложках десятков изданий, и для многих он является проводником в мир литературы.
Впрочем, сам Данилкин критиком себя не считает. Он «был чем-то вроде литературного критика», а скорее даже «сочинителя рекламных блоков на обложке». Почему был? Дело в том, что Лев больше не пишет о книгах, теперь он сам автор. По его мнению, каждый книжный критик выгорает. Нельзя много лет рецензировать чужие работы, делать это качественно и с воодушевлением. В какой-то момент ты просто ощущаешь, что халтуришь, а это уже никуда не годиться. Многие бывшие критики уходят в кураторство, но Лев, которому уютней работать дома, выбрал писательскую стезю.
Так какие же книги являются самыми значимыми в жизни Льва Данилкина, человека с неподражаемым стилем, в котором сочетается высокий русский язык, англицизмы и расхожие слэнговые выражения? Человека, который многие годы определял то, что мы с вами будем читать?
Николай Носов «Незнайка на Луне» (1965 год)
Детский, но вместе с тем совсем недетский роман, описывающий будущее, которое для нас с вами уже наступило. Книга во многом оказалась пророческой. Она задумывалась как сатира на капиталистический Запад, став при этом очень точным описанием постсоветской действительности, до которой сам писатель не дожил.
«Незнайка», по словам Данилкина, сформировал его картину мира, помог пережить тяжелый, болезненный переход из советского детства в хаос 90-х годов. Любовь к Носову у Льва также определятся тем, что это первый автор, которого Данилкин прочел самостоятельно. Начиналось всё с первых книг о Незнайке, которые родители читали ему вслух, но дочитывать пришлось уже самому. Лев признается, что до этого читать не любил, но «Незнайка» настолько его захватил, что чтение в раз стало радостью и благодатью.
Носов для Данилкина один из главных наших писателей-сатириков. Литератор калибра Гоголя, Булгакова, Ильфа и Петрова, Пелевина.
И еще немного о совпадениях и неслучайных случайностях. Николай Николаевич собирался писать книгу о Ленине. Передумал ли, не успел, не столько важно. Зато про Владимира Ильича написал Данилкин, но осуществись задумка Носова, Лев этого делать бы не стал, ибо лучше Николая Николаевича он бы написать не смог.
Джулиан Барнс «Письма из Лондона»
Сборник эссе одного из главных британских писателей современности настолько поразил Данилкина, что тот решил перевести его на русский язык. И это с учетом того, что Лев переводами никогда не занимался! Писатель потратил на работу 3 года. Это время он сравнивает с «построением железной дороги в одиночку», настолько было тяжело. Но Данилкин по-другому не мог. Он буквально «был раздавлен этой книжкой», которая «по стилю, по музыке фразы абсолютно идеальная».
Любопытно, что Барнс, которого многие любят за сдержанный, интеллигентный юмор, по мнению Данилкина никогда не шутит, всегда предельно серьезен. Лев был дома у Джулиана, беседовал с ним лично, и авторитетно заявляет, что Барнс никогда не улыбается.
Надежда Крупская «Воспоминания о Ленине»
Перед началом работы над «Лениным» Лев изучил огромное количество литературы о вожде русской революции. Во многих источниках цитировалась Крупская, настолько часто, что Данилкин уж было решил, что читать саму Надежду Константиновну смысла нет. Однако ни одна исследовательская работа, посвященная жизни Ленину, не будет полной без ознакомления с воспоминаниями жены Владимира Ильича, а потому Лев сдался и взял в руки книгу Крупской. И вот только тогда, уже владея всеми важными фактами, но так и не прочувствовав образ Ленина, у Льва в голове сложилась полная картинка, где вождь пролетариата не только и не сколько набор исторических деталей, а реальный человек, мыслящий и чувствующий.
Александр Проханов «Господин Гексоген» (2002 год)
Одна из главных книг в жизни Льва Данилкина, которую он перечитывал минимум раза три, хотя обычно больше одного раза один и тот же роман не читает. Благодаря произведению Проханова у писателя радикально поменялась картина мира. «Господин Гексоген» для Данилкина – произведение, на котором сломалась эпоха (ельцинская). Роман не констатировал конец 90-х, а его предопределил. А сам Проханов искал и нашел главную метафору современности.
В 2007 году Данилкин выпустил книгу «Человек с яйцом. Жизнь и мнения Александра Проханова». Примечательно то, что в тот год работу Льва отметили крупные премии, когда как изданный в тоже время новый роман самого Проханова прошел незамеченным.
Владимир Микушевич «Воскресенье в третьем Риме»
«Это биография вымышленного русского философа Чудотворцева, который является наследником нибелунгов, рыцарем Софии Премудрости Божьей – и центральным персонажем исторического процесса последнего столетия». (цитата из стать Данилкина от 28 января 2012).
Для Льва работа Микушевича – идеальный конспирологический роман. А еще его провал, как критика. Данилкин считает, что так и не смог объяснить, о чем рассказал Микушевич.
Анатолий Фоменко. Книги о «новой хронологии»
Фоменко фигура одиозная. Бывший математик, сделавшийся историком и «со знанием дела», вещающий о том, что всё, что мы изучали в школе, университете действительному положению дел не соответствует.
Однако для Данилкина Анатолий Тимофеевич фигура значимая. По словам Льва, «историк» показывает и доказывает то, что картина, являющаяся общепризнанной, вовсе не окончательная, не точная. После чтения работ Фоменко, даже если ты не веришь, тому что написано, ты не сможешь больше смотреть на мир, как прежде.
Лев лично знаком с Анатолием, который для него «не сумасшедший, не шарлатан». Благодаря советам Фоменко Данилкин начал путешествовать по местам, куда обычный туристов не тянет: Сирия, Эфиопия. И эти поездки значительно расширили взгляды Льва на мир.
Лев Данилкин даже думал о том, чтобы написать книгу об Анатолии Тимофеевиче, но он слишком хорошо понимает, что это будет «социальным самоубийством».
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!