Появившийся в 1969 году Fiat 128 по стилю походил на 124-ю модель (прообраз наших Жигулей), но на самом деле это был новый виток в развитии автомобилей концерна Fiat. Впервые на автомобилях Fiat был применен передний привод. Новый двигатель 1,1 л. (мощностью 54 л.с.) был разработан известным инженером Ferrari Аурелио Ламперди. 128-й в 1970 году завоевал титул "Европейский автомобиль года". Хорошие потребительские характеристики позволили автомобилю разойтись по миру в количестве более 3 000 000 экземпляров (не считая клонов вроде Заставы…). К сожалению, дизайн к достоинствам 128-го не относился, пока Джованни Микелотти не построил на его базе симпатичный автомобиль в кузове тарга — Fiat 128 Roadster Moretti
Компания Джованни Моретти существовала в Турине с 1925 года, выпуская мотоциклы, малолитражки и небольшие фургончики, в том числе и на 3-х колесах. К 60-м годам небольшая фирма Moretti уже не могла конкурировать с набирающими обороты европейскими компаниями и переключилась на производство небольших партий эксклюзивных автомобилей.
Основные проекты Moretti были созданы на базе автомобилей Fiat. Fiat 128 Roadster Moretti был первым открытым автомобилем на основе 128-го Fiat. Двигатель, подвеска, детали салона – все было от донора (салон, правда, был отделан побогаче…). Небольшой вес позволял разгонять машину до приличных скоростей. Более поздний вариант с двигателем 1,3 л. преодолевал отметку в 150 км/ч. Fiat 128 Roadster Moretti был надежен и неприхотлив (вся техника было от массовой модели), но повреждение кузова влекло настоящую головную боль! Да и стоил редкий Roadster практически вдвое дороже оригинала. Реализовать удалось менее 80 экземпляров, причем вместе с вариантом купе. Настоящий эксклюзив!
В середине 80-х на волне обширной глобализации, убившей сотни небольших производителей по всей Европе, компания Moretti прекратила существование. А жаль, симпатичные автомобили получались!
Обладатель титула "Европейский автомобиль года-1970" Fiat 128: