Продолжаем цикл интервью с ведущими авторами журнала «Покет-бук». Сегодня у нас в гостях украинский писатель из Харькова, победитель международного литературного конкурса «Добрая лира-6» Александр Мовчан. Его рассказы печатают ведущие российские издательства АСТ и Эксмо, а написанный в соавторстве с Александром Юрьевым роман «ОСКОЛ» («Особая Комендатура Ленинграда») выиграл конкурс научно-исторической фантастики. «В миру» Александр Мовчан работает начальником службы коммунального предприятия. С Александром беседует главный редактор журнала «Покет-Бук» Николай Соснов.
Здравствуйте, Александр! Ваш рассказ «А покойная бабушка говорила...» в нашем журнале полностью прочитали уже свыше тысячи человек и, думаю, это не предел. Определенное место в рассказе занимает футбольная тема. А какую роль футбол играет в Вашей жизни? Болеете, наверное, за возрожденный харьковский «Металлист»?
Здравствуйте, Николай! Футбол люблю с детства. Болел за «Динамо-Киев», когда играли Блохин, Коньков, Протасов, Михайличенко, Шевченко, Ващук. В 2000-х возродился «Металлист», и моими любимыми игроками стали Александр Горяинов, Эдмар, Марко Девич, Шавьер, Соса, Тайсон, Марлос. Увы, сейчас харьковский футбол в упадке.
А сами в футбол гоняли в школе и вузе? На какой позиции предпочитали играть?
Конечно, гонял! Даже входил в состав дворовой сборной на первоначальном этапе «Кожаного мяча», когда отчаянно бились между собой ЖЭКовские команды, — система-то олимпийская, то есть всего одна игра до победы, никаких отборочных групп. Тренера у нас, естественно, не было, и мы, абсолютно не подозревая, как голландцы проповедовали «тотальный футбол»: все в защите и все в нападении. У меня ударная нога левая, поэтому и носился по левому краю.
На «физкультуре» мы буцали баскетбольный мяч вместо футбольного, по причине отсутствия такового в нашей восьмилетке, а после уроков резались в «сало». Это азартное соревнование по набору очков в игре на одни ворота. Высший пилотаж — когда мяч влетал в «рамку», касаясь боковой стойки или перекладины, ну и забить в «девятку» считалось престижно. Вот такое у меня было счастливое футбольное детство в семидесятые.
Ряд Ваших рассказов посвящен студенческим воспоминаниям. А как литературный «студент», кого из мэтров-прозаиков Вы считаете своими учителями?
Люблю и почитаю (временами перечитываю) Паустовского, Гоголя, Чехова, Ильфа и Петрова, Стивена Кинга, Ремарка.
Кстати, о Стивене Кинге. Некоторое время назад в России прошла бурная дискуссия о том, каких зарубежных авторов следовало бы включить в школьную программу, чтобы увлечь школьников современной литературой. Среди претендентов называли и Стивена Кинга. Вы бы включили короля хоррора в школьную программу? Если да, то какие именно произведения?
Однозначно надо брать в программу «Кэрри» и «Сердца в Атлантиде». Может, еще что — не все читал у Мастера, — но такие вещи, как «Сияние», «Кладбище домашних животных», «Оно» или «Мешок с костями», только для взрослой аудитории, подготовленной к жанру ужасов.
В рассказе «Одноклассники» Вы поднимаете чрезвычайно болезненную тему так называемого буллинга — попросту школьной травли. Не секрет, что об этом много говорят последние годы, но мало что делают для искоренения этой практики. Существует ли на Ваш взгляд реальный путь к решению этой проблемы? Что Вы посоветовали бы в этом свете родителям, чьи дети подвергаются систематическому насилию со стороны сверстников? И какой совет дали бы ученикам, в первую очередь мальчишкам, которым, конечно, труднее, потому что отечественная традиция воспринимает их обращение за помощью как «стукачество» и «немужское» поведение?
Так главный герой «Одноклассников» Саня прямо говорит, что делать: «Да если вместе собраться, можно так отметелить этих фискалов — мало не покажется!» Сила в дружбе и единении. А родители должны интересоваться жизнью своих детей и быть в определенной степени для них друзьями. Тогда не будет никакого систематического насилия. И Саня опять дает действенный совет: «Меня однажды попытались расчехлить, но я опередил апперкотом Клопа; тот согнулся пополам, и пузатый Цыган мигом смылся». Поэтому ученикам нужно следовать проверенной формуле: «в здоровом теле — здоровый дух». Из личного опыта подтверждаю, что «наезды» со стороны хулиганов быстро заканчиваются, когда им дают отпор. Желательно без свидетелей, как упоминал все тот же Саня.
В рассказах о Леонарде Конькове Вы успешно смешиваете хоррор и юмор. Читателям нравится. Я сам пишу ужастики и снимаю перед Вами шляпу за смелость и мастерство, ведь очень трудно соблюсти пропорции в коктейле из страшного и смешного. Как Вам удается, в чем секрет?
Секрета нет. На самом деле хоррор в чистом виде написать куда сложнее, чем с улыбкой рассказать страшную историю.
Вот в этом с Вами не соглашусь, Александр. Лично мне очень трудно шутить, пугая. Вообще, смех и страх тесно взаимосвязаны. В кинотеатрах на сеансах хоррора часто можно наблюдать, как зрители смеются в самых жутких моментах. Психологи утверждают, что это защитная реакция. Почему же многим людям так хочется выдуманных ужасов, когда в нашей жизни столь много настоящих?
А я и не претендую на истину.))) Хоррор, как и другие «несерьезные» жанры в литературе, по сути, развлекает. И не всем писателям дано, кроме Стивена Кинга, раскрыть характеры героев через призму психологии, и наглядно показать, «что такое хорошо и что такое плохо». Согласен, испугать или развеселить — это очень надо постараться, а сделать одновременно — еще та задачка! Думаю, для читателя первоначально важна сама история, страшная или смешная — не важно, главное, чтобы интересно было написано. А в реальной жизни убийства стали обыденностью, ужасы — в новостях по телевизору и кошмар — жить на одной лестничной площадке с вечно пьяным соседом.
Александр, Ваше творчество часто на бытовом уровне затрагивает тему нашего общего советского прошлого, когда Украина и Россия были сестрами в большой семье народов. Пишете об этом честно и без прикрас, как правило, все же больше в позитивном ключе, чем в негативном. Во всяком случае такое создается впечатление. Я сейчас задам, может быть, несколько неудобный вопрос, за который нас с Вами могут полить грязью недалекие люди, но все-таки: Вы верите в добрососедское будущее наших стран и преодоление существующих проблем в отношениях между ними?
Наверное, я буду не оригинален, но считаю, что наши братские народы намеренно разделяют в страшной непрекращающейся геополитической игре. Никакой вражды нет. Вспомним историю: междуусобицу славянских князей, а затем создание Киевской Руси. Великую Российскую империю и Первую мировую войну. СССР и Беловежскую пущу. Югославию. Майданы. Донбасс…
Рекомендую «Повесть о жизни» и «Время больших ожиданий» К.Г.Паустовского — наглядный пример, что в истории все повторяется. По спирали. Так что повернем кольцо, как Соломон, — все проходит, и это пройдет.
Алескандр, приоткройте напоследок завесу тайны над Вашими творческими планами. Чем порадуете Ваших читателей в течение ближайшего года?
Основной упор делаю на соавторскую работу с Александром Юрьевым под псевдонимом Александр ЮМ. В романном цикле «ОСКОЛ» рассказывается об Особой Комендатуре Ленинграда, которая воюет не только с нечистью из преисподней, подпитываемой ужасами Блокады, но и нечистью в фельдграу. К сожалению, пока издательства отмалчиваются после предложенной первой части. Видимо, сказывается стереотип или некое табу, наложенное сверху, на тему блокады Ленинграда. А ведь основная цель текста — привлечь внимание молодежи и вообще рассказать всем любителям нереальной прозы, как Город сражался, трудился и, несмотря на холод, голод и смерть, люди не забыли, что такое любовь.
Еще хочу попробовать свои силы в короткой лирической прозе, а также расшевелю воспоминания о молодости и детстве.
Благодарю, Александр, за интересное интервью. Всех благ Вам и творческих успехов!
Читайте в нашем журнале рассказы Александра Мовчан "А покойная бабушка говорила", "Кирпич", "Одноклассники", "Сюрприз".