Найти в Дзене
Vault-On-Air

Иной Владивосток: как выглядит город в фантастических мирах

Оглавление

Во Владивостоке витает дух перемен: архитекторы предъявляют большие [ген]планы, а где-то вовсе хотят запретить дорожное движение (и это в самом автомобилизированном городе в стране!). И хоть я сомневаюсь, что изменить устоявшийся порядок будет столь легко, все же поддержу "реформаторов" примерами того, как художники, музыканты и литераторы вписывали наш город в ту или иную фантастическую вселенную. Потому что уж если на его улицах уместились шагоход и DeLorian, то и для реальных перемен место найдется! ;-)

Акцент в подборке сделан на визуальную составляющую, так что ее можно просто пролистать, но я бы все же советовал прочитать. Во-первых, в тексте есть краткий пересказ музыкальных и литературных произведений, а во-вторых, я попытался разобраться в том, как устроен мир за пределами того или иного произведения - потому что мало нарисовать красивый арт с Владивостоком, нужно еще грамотно вписать его в фантастическую вселенную!

Кстати, так представляли себе Владивосток будущего в начале XX века
Кстати, так представляли себе Владивосток будущего в начале XX века
Ещё одно предупреждение: в случае с дизайнерами в статье почти не будет тех иллюстраций, к которым отсылают авторы: Дзен не позволяет ставить слайдеры или "каты", а материала итак много. Поэтому я решил сэкономить вам время и силы. Так что придется вам рассчитывать исключительно на собственную эрудицию и на мои комментарии - благо примеры все известные.

И последний момент: хоть статья и не рекламная, известные мне контакты и реквизиты авторов я все же приведу, чтобы вы при желании могли их поддержать — потому что хочется видеть от них больше новых произведений.

***

Ну а теперь: пристегните ремни, и добро пожаловать во Владивосток — такой, каким вы его, скорее всего, ещё никогда не видели...

Киберпанк в домашних условиях

Памятник морякам торгового флота в желтых тонах
Памятник морякам торгового флота в желтых тонах

С этих картинок, увиденных в группе по Филипу Дику, и родилась идея публикации: я осознал, насколько мне не хватает подобного взгляда на город - открывающего его по-новому, возвышающегося над бытом и манящего приключениями. Однако подлинную фантастику в декорациях Владивостока встретишь редко: в фильмах город показывают нечасто, компьютерных игр о нем почти не делают (знаю, поскольку сам писал на эту тему), - поэтому любители фантастики вроде меня сидят на голодном пайке. Но оказалось, что если немного поискать, то можно наскрести несколько любопытных примеров, демонстрирующих город в неожиданном ключе.

В первом примере на стандартные виды Владивостока наложили фильтры в духе «Бегущего по лезвию 2049». Автора — Романа Поповичева — вдохновил не только сам Blade Runner, но и видео о его создании: например, чтобы добиться желаемого освещения в сценах в Лас-Вегасе, съёмочной группе фильма пришлось использовать сотни настоящих ламп с жёлтыми фильтрами. У Романа таких ресурсов, конечно, не было, и он просто взял имевшиеся у него "индустриальные" фото Владивостока и наложил на них свет в графическом редакторе. Получилось, на мой взгляд, очень похоже.

По словам Романа, город у нас, конечно, отличается от "пост-панковского мрака" Blade Runner'а, но в туманную погоду и при определенных ракурсах его вполне можно принять за реальные декорации к фильму.
Памятник морякам торгового флота в желтых тонах
Памятник морякам торгового флота в желтых тонах
"Золотой" мост на этой фотографии воистину Золотой :)
"Золотой" мост на этой фотографии воистину Золотой :)

Еще один пример «фантастики на голом энтузиазме» - культовая в узких кругах короткометражка "Война миров во Владивостоке", вдохновленная фильмом Спилберга. Я в восторге от этого ролика еще с тех пор, как посмотрел его впервые пару лет назад, и со временем мое мнение не изменилось. Да, тут не нужно особой "насмотренности", чтобы понять, что концепция "сворована" у фильма-оригинала, графика не блещет, а сюжет отсутствует как таковой...

НО! Меня впечатлила та наглость, с которой создатели подошли к созданию собственной фантастической реальности - не имея почти никаких ресурсов, они не только населили город инопланетными существами, но и показали настоящую битву на его улицах. При всей скромности используемых средств этот ролик даже сегодня остается в некотором смысле прорывным, поскольку в России так и не прижился жанр фильмов с нападением на город гигантских монстров, - а Владивосток этот кинематографический опыт уже испытал.

Возможно, авторам развязало руки то, что ролик не планировался к широкому показу: его создавали в течение месяца для конкурса молодых кинематографистов "Кинопробы-2009" (который, к слову, судил Сергей Невшупов, создавашийспецэффекты для "Властелина Колец" и "Аватара"). К счастью, видео слили на YouTube, и сегодня его может увидеть любой желающий.

Важный дисклеймер по поводу ролика выше: по словам авторов, пришельцы разрушают здание краевой администрации просто так, без какой бы то ни было политической подоплеки...

Автор видео, Сергей Копьёв, говорит, что и сегодня не прочь снять нечто подобное, и даже знает того, кто его поддержит, да все не хватает времени. Надеюсь, что когда-нибудь ему его хватит, и мы увидим полнометражное кино за его авторством, но уже с достойными CGI-эффектами. Уверен, что получится что-то неплохое, поскольку видел, как с похожих "ученических" работ часто начинали современные выдающиеся авторы...

Битва за Хот, и другие события городской жизни

Если приведенные выше примеры сделаны «для себя», то ниже пойдут работы, которые свободно можно купить в магазинах и на различных творческих ярмарках.

Надо сказать, что обыгрывание Владивостока в контексте морской или локальной мифологии - довольно частый мотив в местном дизайнерском творчестве, однако часто проследить за этими работами некую единую концепцию не представляется возможным. Поэтому, когда я все же встречаю подобное, то ценю это особенно высоко.

Этот Годзилла - милый малый...
Этот Годзилла - милый малый...

Картинку выше я видел довольно часто, и для меня она стала своего рода символом того, как можно объединить поп-культурные символы и настоящий Владивосток. А недавно я выяснил, что эта "милая" встреча входит в концепцию RAW VLADIVOSTOK 2054.

Слово RAW в понимании художника Паноптикум'а означает "истинный", "естественный", а "2054" - не только год образования одноименного художественного сообщества, но и, шире, указание на то, что действие происходит в ином времени. Владивосток в этой концепции является перекрестком параллельных миров, на котором каждый вправе увидеть тот город, который кажется настоящим конкретно ему.

Поэтому японский Годзилла и изображен в нашей бухте: он смотрится органично на фоне наших мостов и архитектуры. Как говорит сам автор, машины во Владивостоке тоже большей частью собраны в Японии, однако это не помешало им стать неотъемлемой частью приморского ландшафта...

***

Впрочем, уместность Годзиллы в нашем ландшафте заметил не только Паноптикум: в сообществе Outatime представили свой, немного более брутальный вариант:

...а этот Годзилла, под Русским мостом, по-настоящему опасен, ведь он угрожает круизному лайнеру - если верить официальным источникам информации, потенциальному "кормильцу" всего туризма в Приморье
...а этот Годзилла, под Русским мостом, по-настоящему опасен, ведь он угрожает круизному лайнеру - если верить официальным источникам информации, потенциальному "кормильцу" всего туризма в Приморье

О работах Outatime хочу поговорить отдельно: здесь, кажется, не озаботились созданием единой концепции своего мира, но у них так много картин, что мы вполне можем додумать эту концепцию сами.

В 2015 году, когда весь мир отмечал прибытие Марти МакФлая (во второй части "Назад в будущее" бОльшая часть действия происходила как раз в этот период), Алексей из Outatime впервые ощутил, насколько велик в обществе спрос на ностальгию. Примерно тогда и появилась первая работа коллектива, которая до сих пор остается наиболее популярной:
Местные жители обожают этот принт за культовую фразу из фильма. Они видят в ней стеб над низким качеством дорог во Владивостоке
Местные жители обожают этот принт за культовую фразу из фильма. Они видят в ней стеб над низким качеством дорог во Владивостоке
Дальше - больше: каждый принт - это полноценная картина. Как правило, авторы пытаются вкладывать в них некий дополнительный смысл - чтобы и достопримечательность "обыграть", и персонаж "не потерялся". Всего на данный момент написано 16 работ (на одну, в среднем, уходит месяц).

В некоторых принтах отсылки "считываются" сразу:

Некоторые патриотично настроенные граждане увидели здесь оскорбление местного памятника. Однако стоит напомнить, что в оригинальном кадре "Планеты обезьян" 1968 года в этом месте вообще был изображен главный американский символ - Статуя свободы!
Некоторые патриотично настроенные граждане увидели здесь оскорбление местного памятника. Однако стоит напомнить, что в оригинальном кадре "Планеты обезьян" 1968 года в этом месте вообще был изображен главный американский символ - Статуя свободы!
Первой идеей авторов было соединить Гиг-робота из "Корабля-призрака" с Золотым мостом. Однако "приземлиться" ему удалось только в районе ГУМа
Первой идеей авторов было соединить Гиг-робота из "Корабля-призрака" с Золотым мостом. Однако "приземлиться" ему удалось только в районе ГУМа

А вот чтобы понять "соль" других картин, нужно погрузиться в контекст :

Этот арт - не просто посвящение бессоновскому шедевру. В здании на нижнем фрейме (ДК им. Ленина) когда-то работал ночной клуб "Леон". Криминального авторитета, контролировавшего этот клуб, в середине 90-х застрелили в собственном кабинете, расположенном прямо над заведением. Впрочем, современное поколение любит этот принт больше из преклонения перед кинематографическим "Леоном" и его героиней - юной киллершой Матильдой.
Этот арт - не просто посвящение бессоновскому шедевру. В здании на нижнем фрейме (ДК им. Ленина) когда-то работал ночной клуб "Леон". Криминального авторитета, контролировавшего этот клуб, в середине 90-х застрелили в собственном кабинете, расположенном прямо над заведением. Впрочем, современное поколение любит этот принт больше из преклонения перед кинематографическим "Леоном" и его героиней - юной киллершой Матильдой.
Здесь отсылка тоже "многоступенчатая": кажется, что на переднем плане в боевой стойке с лазерным мечом стоит Люк Скайуокер . Но это не он (у него более темные волосы). На другой картине сообщества, "Настоящие советские джедаи", в образе последних изображены герои мультика "Тайна третьей планеты". Поэтому и на принте выше - Алиса Селезнева. Собственно, шутка родилась из внешнего сходства исполнителей этих ролей, Марка Хэммила и Натальи Гусевой: говорили даже, что Алиса Селезнева - дочь Люка Скайуокера)
Здесь отсылка тоже "многоступенчатая": кажется, что на переднем плане в боевой стойке с лазерным мечом стоит Люк Скайуокер . Но это не он (у него более темные волосы). На другой картине сообщества, "Настоящие советские джедаи", в образе последних изображены герои мультика "Тайна третьей планеты". Поэтому и на принте выше - Алиса Селезнева. Собственно, шутка родилась из внешнего сходства исполнителей этих ролей, Марка Хэммила и Натальи Гусевой: говорили даже, что Алиса Селезнева - дочь Люка Скайуокера)

Алексей говорит, что его сообщество демонстрирует Владивосток под таким углом, под каким сами покупатели никогда бы на него не взглянули. И это приводит их в восторг. А самого Алексея в его работе радует, что кто-то разделяет его ностальгию по любимым с детства героям - пусть даже современное поколение и узнает их уже по немного другим произведениям.

"Мне иногда предлагают расширить географию работ и рисовать, к примеру, Хабаровск - там ведь тоже есть мост. Но я отвечаю, что не понимаю чужого города, не чувствую его. А Владивосток - чувствую. Я знаю его улицы, и чтобы понять, что я хочу изобразить, мне даже не нужно по ним ходить. Поэтому будет честнее, если другой город будет рисовать человек из этого города. Но это уже будет его представление о нем - как и о самих героях", - рассказал Алексей.

Ноты, пиксели, страницы

Фантастический Владивосток можно поместить не только в визуальные произведения, но и в литературу, и в музыку и даже, страшно сказать, в компьютерные игры, поэтому предлагаю взглянуть на эти виды искусства.

Начнем с музыки. Я о ней писать не мастак, но творчество Виктора Аргонова настолько необычно, что о нем спокойно можно говорить как о социальном феномене. Дело в том, что Виктор пишет технооперы с философским подтекстом, которые на западе нашей страны и в соседних государствах известны больше, чем на его малой родине. При этом сам автор имеет техническое образование и не понимает, как современные музыканты могут обходиться в своем творчестве без этих знаний..

Оперу "Русалочка", на создание которой у автора ушло 8 лет, сам он называет "в некоторой степени посвящением Владивостоку": в ее основе лежит сюжет Ганса Андерсена, однако русалочку здесь находят на берегу нашего города. Некоторые диалоги персонажей записаны в тех местах, где они происходят по ходу действия: на видовой площадке Института биологии моря ДВО РАН, в столовой Института автоматики и процессов управления ДВО РАН и в бухте Патрокл.

Однако автор не был бы собой, если бы обошел в своем произведении сложные морально-этические вопросы: здесь и русалочка не простая (достаточно сказать, что в опере поднимается тема трансгуманизма), и ключевой мыслью стало то, как легко человек подвергается манипуляциям со стороны высокоразвитых существ (в этом сам Виктор видит наследование творчеству Стругацких).

Отмечу, что музыка Виктор Аргонов Project распространяется бесплатно, однако если вам захотелось поддержать проект, то, помимо покупки его симфонии в iTunes, можно сделать это по следующим реквизитам: Яндекс 41001159842314, Qiwi +7 902 4826592, Bitcoin 1QEGaVdZ7wAhe6uAd4ARVhbi81tK9XXgjT, Ethereum 0xc53bc15610be0954264b52874706f056c5f11010, Сбербанк карта 4276 8500 6501 9728 Виктор Юрьевич А, PayPal argonov@list.ru.

Немного визуала:  на обложке "Русалочки" (физическая копия которой, кстати, вышла в день рождения Владивостока) в аниме-стилистике изображены местные пейзажи, включая знаменитый мост на остров Русский. Однако объектом споров на этапе создания стал не он, а опора ЛЭП на переднем плане: хоть автор и срисовывал ее с реально существующей, ему, очевидно, никогда не приходилось видеть сидящих там людей. Поэтому с пропорциями девушки он сперва немного ошибся...
Немного визуала: на обложке "Русалочки" (физическая копия которой, кстати, вышла в день рождения Владивостока) в аниме-стилистике изображены местные пейзажи, включая знаменитый мост на остров Русский. Однако объектом споров на этапе создания стал не он, а опора ЛЭП на переднем плане: хоть автор и срисовывал ее с реально существующей, ему, очевидно, никогда не приходилось видеть сидящих там людей. Поэтому с пропорциями девушки он сперва немного ошибся...

***

Литература, на мой взгляд - самый доступный способ донести придуманную историю до широких масс. И потому концепций фантастического Владивостока здесь, верочётно, тоже хватает. Однако я физически не могу прочесть все (включая книгу "Владивосток-3000"), поэтому остановлюсь на появлении "города нашенского" в одной популярной медиа-вселенной.

Речь о "Метро-2033". В этом мире произошла третья мировая война, в числе конфликтующих сторон которой были США и Северная Корея. В результате их противостояния, подкреплённого помощью Китая, Япония была уничтожена подземным ядерным ударом — а вслед за нею огромное цунами накрыло Владивосток...

То есть, номинально нашего города в этой вселенной нет (в отличие, кстати, от Хабаровска, который вроде бы есть, но жить там нельзя — по городу сработали бактериологическим оружием). Но, как говорят в отечественных телепередачах, не все так однозначно: как минимум одно поселение в 150 км от Владивостока сохранилось — в защищённой бухте расположилась атомная подводная лодка, от реактора которой и питаются коммуникации в посёлке.

Обо всём этом рассказывает герой рассказа Дмитрия Глуховского «Конец дороги» Семён Антонович, путешествующий из того самого посёлка в Москву, в надежде на то, что там ещё сохранилась власть.

Интересно, что действие рассказа происходит на бывшей трассе Чита-Хабаровск (которую тут называют просто Дорогой): местные относятся к ней с благоговением, и в свое время даже называли ее Трассой в будущее. Однако вскоре герои с удивлением обнаруживают, что дорога обрывается и упирается в непроходимый лес. Семён Антонович по этому поводу в расстроенных чувствах говорит, что это и есть идеальная метафора движения страны в будущее...
Кстати, о визуальной составляющей: на обложке романа «За горизонт», герои которого стремятся во Владивосток, можно увидеть представление художника о городе в условиях постапокалипсиса.  Не уверен, что это соответствует местной действительности, ведь город был ничтожен. Сам я книгу, к сожалению, не читал, но цикл, в который она входит, называют одним из лучших во вселенной «Метро» - так что у вас есть повод оценить её самим ;)
Кстати, о визуальной составляющей: на обложке романа «За горизонт», герои которого стремятся во Владивосток, можно увидеть представление художника о городе в условиях постапокалипсиса. Не уверен, что это соответствует местной действительности, ведь город был ничтожен. Сам я книгу, к сожалению, не читал, но цикл, в который она входит, называют одним из лучших во вселенной «Метро» - так что у вас есть повод оценить её самим ;)

***

"Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря" - говорит классик. Если жить в провинции у моря на окраине большой страны, можно стать разменной монетой в политических играх - как бы напоминают нам создатели серии стратегических игр Command & Conquer: Red Alert, где Владивосток появляется аж трижды, и все это время становится полем битвы между Советским Союзом и его противниками.

Особенно показательна в этом плане судьба города в третьей части игры и ее дополнении: сначала Советы выбивают отсюда засевших здесь японцев, для чего захватывают остров, похожий на наш Русский, и последовательно отвоевывают несколько стратегических объектов на территории города. В финале миссии дворец японского военачальника, расположенный в районе Орлиной сопки (в игре угадываются очертания настоящего Владивостока, однако масштаб сильно уменьшен), бомбардируют техникой противника, которую наши предварительно закинули на космическую орбиту (не спрашивайте).

Но на этом злоключения города не заканчиваются: уже в дополнении к третьей части, Uprising, на Владивосток нападают японцы. Ранее они выбили Советы со своих островов, а теперь стремятся вернуть себе контроль над Тихим океаном - и наш город, по мнению их военачальника, станет отличной отправной точкой для этого плана.

Советские командующие не принимают японскую военную машину всерьез до тех пор, пока не терпят поражение. Однако, если отвлечься от политических пристрастий, из этой истории можно вынести один простой вывод: однажды сданный город с большой вероятностью падет снова. Так что на месте японских военачальников я бы не очень-то радовался...

Большой Владивосток

Наверное, самым массовым из искусств сегодня все же остается кино, и попадание на "большие экраны" гарантированно повышает узнаваемость нашего города во всем мире. Поэтому материал о фантастическом Владивостоке предлагаю завершить темой кино.

Здесь нельзя не упомянуть о фильме "Проект: Панацея", снятом в самом Приморье. Оставляя за скобками качество самого проекта, отмечу съемки местных локаций - лично я с удовольствием узнал любимый мной заброшенный лагерь за городом (в видео ниже временная отметка стоит как раз на нем).

А поскольку вначале там идет краткая справка о ситуации в мире, то и представить, что происходит в самом Владивостоке, мы можем легко...

***

Очень интересно вписан Владивосток в мир франшизы "Тихоокеанский рубеж": здесь это один центров противостояния людей монстрам из глубины - кайдзю. В этой вселенной некоторые города Тихоокеанского побережья (кайдзю лезут на сушу именно из этого океана) переоборудованы в так называемые Шаттердомы - комплекс сооружений, где хранятся и ремонтируются Егеря - гигантские роботы, управляемые людьми.

Обычно Шаттердомы работают, пока не будут уничтожены все местные Егеря - и Владивосток в этом плане держался хорошо: здесь Шаттердом просуществовал с 2016 по 2025 годы. Кроме того, шесть лет простояла и местная Береговая стена (сооружение, которое мировые лидеры позиционировали как альтернативу программе Егерей).

Все это стало возможным благодаря самоотверженной службе егеря Черная Альфа (дурацкая локализация имени, в оригинале отсылающего к славянскому богу Чернобогу). Он патрулировал местное побережье в течение 9-ти лет, после чего его перебросили в Гонконг, где он и нашел свою погибель.

Черная Альфа был не единственным Егерем во Владивостоке. Помимо него здесь также базировались Эдем Ассассин (погиб в первый год службы) и корейский робот Нова Гиперион. Шаттердом во Владивостоке закрыли 11 декабря 2024 года.

Интересно, что, согласно официальному описанию Черной Альфы, он "охранял побережье Амурского залива". Здесь может быть несколько вариантов: либо создатели вселенной не очень знакомы с географией, и потому более крупному Заливу Петра Великого предпочли более звучный "Амурский", либо другие заливы охраняли другие Егеря, которых вскоре уничтожили.
Интересно, что, согласно официальному описанию Черной Альфы, он "охранял побережье Амурского залива". Здесь может быть несколько вариантов: либо создатели вселенной не очень знакомы с географией, и потому более крупному Заливу Петра Великого предпочли более звучный "Амурский", либо другие заливы охраняли другие Егеря, которых вскоре уничтожили.

Последняя сфера, которую хотелось бы затронуть в контексте "фантастического Владивостока" - аниме. Многие знают, что наш город детально воспроизведен в сериале "Темнее черного", однако мне этот пример не очень по нраву, потому что я не увидел там никаких изменений в самом городе (за исключением раскуроченного ЖД-вокзала). Поэтому остановлюсь на другом аниме - Aoki Hagane no Arpeggio -Ars Nova- Cadenza (вторая полнометражка из серии "Арпеджио Голубой стали").

По местному Владивостоку сразу видно, что в городе что-то изменилось. Если быть точным, в этом мире человечество страдает от двух напастей: резкого подъема уровня мирового океана и появления в море флота разумных боевых кораблей, который объявил людям блокаду, отрезав им доступ к воде, - и наш город пострадал от обеих.
По местному Владивостоку сразу видно, что в городе что-то изменилось. Если быть точным, в этом мире человечество страдает от двух напастей: резкого подъема уровня мирового океана и появления в море флота разумных боевых кораблей, который объявил людям блокаду, отрезав им доступ к воде, - и наш город пострадал от обеих.
Поскольку Владивосток подтопило, Хаятт на Корабельной набережной фактически перешел в "островное" состояние - к нему от импровизированного причала тянется отдельная дорожка. Приятно осознавать, что он активно используется людьми - пусть и только в 2056 году
Поскольку Владивосток подтопило, Хаятт на Корабельной набережной фактически перешел в "островное" состояние - к нему от импровизированного причала тянется отдельная дорожка. Приятно осознавать, что он активно используется людьми - пусть и только в 2056 году
Команда "Голубой стали" прибыла к нам за припасами. Главный герой, Гундзо Тихая, отправляется в город за покупками, и мы можем оценить, например, состояние улицы Светланской...
Команда "Голубой стали" прибыла к нам за припасами. Главный герой, Гундзо Тихая, отправляется в город за покупками, и мы можем оценить, например, состояние улицы Светланской...
...и Арбата. Набережной Спортивной гавани, как видите, тоже не повезло
...и Арбата. Набережной Спортивной гавани, как видите, тоже не повезло
Ну и напоследок - немного позитива: русские трусы, по словам этой томной японской девушки, Сидзуки Хадзуми, слишком большие...
Ну и напоследок - немного позитива: русские трусы, по словам этой томной японской девушки, Сидзуки Хадзуми, слишком большие...

Вместо выводов

Кому-то покажется, что большинство примеров посвящено теме разрушения Владивостока. В принципе, это так, но есть два момента. Во-первых, в регионах и государствах, где развлекательная индустрия развита на порядок выше, прекрасно понимают важность любого упоминания в культурном произведении для увеличения туристического потока и узнаваемости бренда в целом.

А чтобы получить полотно вроде "Париж, я люблю тебя!", где освещены все аспекты города, не только позитивные (и на высоком уровне качества), в Приморье нужно продолжать выстраивать инфраструктуру - чтобы тут и киношникам, и разработчикам было комфортно, и чтобы они могли творить, в том числе, и о Владивостоке.

И еще один момент: по словам Дмитрия Глуховского, его в теме постапокалипсиса больше интересует не само разрушение, а выживание людей в новом для них мире. То есть, по сути, речь в подобных сюжетах идёт о прославлении сильных человеческих качеств. А кому, как не к дальневосточникам, приписывать такие качества? Так что никакого противоречия я тут не вижу)

Что же касается моей собственной мотивации в данном тексте, то я надеюсь, что смогу с его помощью не только поддержать нынешних "реформаторов", но и вдохновить на творчество новых. Ведь, как показывает практика, не столь важно, где ты живешь: любая местность заслуживает того, чтобы взглянуть на нее под новым углом и увековечить ее в культуре - или что-то изменить в самой местности ;-)

Кстати, приглашаю вас подписаться на мой канал, если еще не: там я делаю то же, что и в этой статье - пишу про гик-культуру так, чтобы всем было понятно. Статьи не всегда про Владивосток, но и местной тематики я тоже касаюсь - беседую с представителями разных движений, освещаю мероприятия и т.д. Так что если хотите всегда быть в курсе событий в гик-сфере - подписывайтесь тут или ВКонтакте. Ну и, конечно, еще я есть в одном запрещенном мессенджере)