В мае 1098 года Первый крестовый поход едва не закончился, так и не достигнув главной цели - Иерусалима. Крестоносцы на 7 месяцев зависли у стен Антиохии, которую пытались взять измором в ходе длительной осады. И если сначала христианской коалиции хватало сил и провизии, чтобы занять выжидательную позицию, то зимой 1098 ситуация изменилась - урожай с плодородной земли истощился, а крестоносцам приходилось питаться всем, что попадет под руку. Лошади, собаки - все, что можно было разделать и пожарить, было съедено. Отдельные источники говорят о случаях каннибализма в христианском лагере, однако эти сообщения так и остались полумифическими.
В мае к лагерю крестоносцев выдвинулась огромная армия под предводительством эмира Кербоги из Мосула, к ней присоединились отряды эмиров Алеппо и Дамаска, войска из Персии и Месопотамии. Все они спешили в Антиохию - на помощь эмиру Яги-Сиану, который никак не мог выдворить назойливых пришельцев с Запада. Местный правитель организовывал вылазки, но ситуация кардинально не менялась - христиане сидели около стен города, а изможденные сельджуки не планировали открывать ворота и встречать гостей хлебом-солью.
История одного предательства
Далеко не всем жителям Антиохии пришлось по нраву длительное заключение - некоторые пытались найти выход и договориться с воинственными пришельцами. Боэмунд Тарентский, один из предводителей похода, нашел слабое звено в лице армянина-оружейника Фируза, который с удовольствием выслушал предложение крестоносцев.
“На одной из башен некий армянин охранял часть стены, доставшуюся Боэмунду. Боэмунд умаслил его и, прельстив множеством обещаний, уговорил предать город. Армянин сказал: "Когда пожелаешь, дай мне знак, и я сразу же передам тебе эту башню. Будь же со своими людьми наготове и имей при себе лестницы. Не только сам будь наготове, а пусть все войско вооружится, чтобы турки, видя, как вы с боевыми кличами взбираетесь на стены, испугались и обратились в бегство", - так описывает события Анна Комнина, дочь византийского императора, в своем труде “Алексиада”.
Матфей Эдесский в “Историографии” полагает, что Фируза послал один из князей города, желая помочь христианам. А в “Полном своде всеобщей истории” Ибн ал-Асира говорится, что крестоносцы пообещали своему человеку в городе обширные владения и внушительное денежное вознаграждение в качестве награды за труды. Как бы то ни было, западные силы сумели найти лазейку, чтобы избежать прямого столкновения с войсками Кербоги и войти в город.
В ночь на 3 июня крестоносцы смогли подняться по лестницам в башню Двух сестер. Около 60 человек, включая самого Боэмунда, поднялись наверх и заняли три башни, пока остальные войска готовились к штурму. Христиане смогли пробиться к воротам, пока большая часть обороняющихся сельджуков ничего не подозревала. Крестоносцы подали сигнал, и основные силы хлынули в Антиохию.
Эмир Яги-Сиан попытался спастись и вместе с маленьким отрядом успел покинуть город, пока чужеземцы методично вырезали его силы, оставшиеся в Антиохии. Сельджуки были просто-напросто не готовы к такому повороту событий. Отъехав на несколько километров, Яги-Сиан начал сожалеть, что оставил за стенами свою семью, свой народ. Ибн ал-Асир подробно останавливается на этом моменте. Исламский историк полагает, что эмир настолько опечалился, что свалился с коня. Вот только его спутники решили продолжить путь, оставив позади захандрившего правителя. “Мимо него проходил армянин-дровосек. Увидев, что Яги-Сиан при последнем издыхании, он убил его, взял его голову и отнес ее франкам в Антиохию”, - говорится в “Полном своде всеобщей истории”.
Однако антиохийскую цитадель по прежнему оборонял сын эмира, а силы Кербоги уже подступали к городу. Союзники намеревались смять христиан, которые успели занять город только в последний момент. Казалось, крестоносцам не на что рассчитывать, если бы не чудо.
Копье Судьбы
Кербога подошел к городу 7 июня и попытался взять его штурмом, но безуспешно. Тогда его войска организовали новую осаду, пытаясь выманить крестоносцев. Последние остались буквально отрезаны от мира, и продовольствие получить было неоткуда. К счастью для западной коалиции, настал момент для настоящего чуда.
Монах из Марселя Пьер Бартелеми рассказал о своем видении, в котором к нему явился апостол Андрей (по другим источникам - апостол Петр) и рассказал маленький секрет. Мол, в левой части церкви в Антиохии перед алтарем хранится Копье Судьбы - артефакт, которым пронзили плоть Иисуса Христа, когда он был на кресте. Реликвия считается одной из самых почитаемых, и многие отнеслись к подобным рассказам настороженно. В их числе был и епископ Адемар, который видел Копье в Константинополе. Однако крестоносцы все же решили следовать плану Бартелеми, и в указанном месте действительно обнаружили Орудие Страстей.
В анонимной хронике “Деяния франков и других иерусалимцев” говорится, что крестоносцы соблюдали трехдневный пост (что было несложно при отсутствии провианта), устраивали процессии в разных церквях, исповедались в церквях и причастились, а также отслужили торжественные обедни. Понимая, что боевой дух поднимается, руководители похода решили подготовиться к решающей схватке.
В “Деяниях” и других источниках говорится, что Кербога предпринял странный маневр, позволив всем боевым частям крестоносцев спокойно выйти из Антиохии и расположиться на поле битвы, хотя он мог себе позволить нанести удар. “Дайте им выйти, чтобы наверняка попасться в наши руки”, - передает его слова хронист. У христиан епископ Пюи продемонстрировал войскам Копье Судьбы, и религиозный раж придал крестоносцам дополнительных сил.
Силы Кербоги изобразили отступление, чтобы заманить крестоносцев в ловушку. Но никакие маневры, ни град стрел, ни поджог травы уже не могли остановить христиан, к которым и на поле боя приходили святые Георгий, Димитрий и Меркурий. Крестоносцы смяли врага и нанесли решительное поражение, несмотря на потери.
Последствия и разоблачения
После этого Боэмунд все же занял крепость, которую удерживал Ахмед ибн-Ирван, а крестоносцы остались на лето в городе, пока их предводители пытались решить - кому все-таки достанется Антиохия. К этому времени многие жаловались, что процесс излишне затянулся, а западным силам пора идти на Иерусалим.
В сентябре стать во главе Антиохии просили даже папу Урбана II, однако тот решил отказаться от представленной возможности. В конце концов, Боэмунд получил титул князя Антиохии в начале 1099 года.
Не забыли и про монаха Пьера Бартелеми. “Чудо” Копья Судьбы к тому моменту уже сыграло свою роль, и многие полагали, что француз изящно разыграл спектакль. Крестоносцы полагали, что Бартелеми закопал копье заранее, после чего к нему пришло “видение” и указало точные координаты. Решить данный вопрос предложили единственным методом - Божьим Судом.
Бартелеми должен был пройти через ордалию - испытание огнем. Монах вошел в костер и сумел выйти, но получил страшные ожоги. Спустя 12 дней он скончался от полученных травм. Но это было уже неважно - Копье сыграло свою роль, Антиохия подчинилась христианам.
Если вам понравился материал, поддержите автора и подпишитесь на блог. Не пропускайте рассказы об исторических событиях в ежедневном формате.