В последние годы историческая тема в телесериалах начала привлекать внимание общественности. Этот процесс был впервые запущен в "Великолепном веке".
В сериале казнь Султаном Сулейманом Великолепным своего сына, Шехзаде Мустафы, удушенного за измену,обсуждалась в течение примерно двух недель. Насколько верна была казнь шехзаде? Совместимо ли это с исторической реальностью? Насколько правдив сериал? На все эти вопросы ответил профессор д-р Феридун Эмеджен.
Был ли Шахзаде Мустафа мятежным или Султан Сулейман был обманут своим окружением?
Родившийся в период управления Сулейманом санджака в Манисе, шехзаде считал себя самым могущественным кандидатом на престол из-за того, что он был старшим сыном. Рождение Мехмета, Селима, Баязида и Джихангира, которые были детьми от Хюррем, пошатнуло его кандидатуру, и Хюррем Султан оказала большое давление на Кануни, чтобы посадить на трон одного из ее сыновей. В Османской системе невозможно предсказать, какие наследники займут престол в будущем, и никто не заставит ни одного из них отказаться добровольно, хотя и не ожидается, что султан будет принят всеми, и особенно членами другой династии. Потому что Османская система наследования основана на старой турецкой традиции - "кут", то есть на престоле тот, которому даровал царство Аллах. И Сулейман, и его сыновья знали это из-за старых практик.
Все наследники, в том числе и Мустафа, могли считать себя кандидатами на престол, и никто не нуждался в отдельном приглашении. Мустафа считал себя самым сильным кандидатом и вместо того, чтобы заниматься мятежами, он пытался подготовиться к событиям после неминуемой смерти Сулеймана. Его деятельность на этом пути, кажется, постепенно прогрессировала из-за влияния окружающих его людей. Это не обман. Была ли у Мустафы идея свергнуть своего отца или нет, здесь важно. Мы не знаем, имел ли он такое убеждение, возможно, Сулейман пошел на поводу у слухов, но интересно, что Мустафа представил себя в качестве наследника престола в некоторых из писем и сказал, что он будет действовать как его дед, Явуз Султан Селим. Это привело к мысли, что сын свергнет Сулеймана. Самый большой страх Сулеймана касался судьбы его деда Байезида. Баязид был снят с престола сыном Явузом на том основании, что он постарел. Он не хотел сталкиваться с таким обращением и принял меры предосторожности.
Каким наследником был Шехзаде Мустафа? Если бы его не казнили, смог бы он взойти на трон?
Шехзаде Мустафа вошел в историю как шехзаде, любимый всеми. Есть информация, что он был хорошим лидером, в докладах Венеции, в частности, всесторонне объясняется его положение. Если бы его не казнили, смог бы он занять трон?
Трудно ответить на этот вопрос. Однако ясно, что между сыновьями Кануни была бы страшная борьба за трон. Можно было ожидать потрясений для системы государства, как это было в период междуцарствия. Сулейман должен был это понимать.
Говорят, что отец плакал несколько дней после того, как убил своего сына. Это правда? Есть ли такое событие в исторических источниках?
Он был очень расстроен казнью сына, что очевидно. Очевидно, что он был подавлен этой необходимостью для выживания государства. Он почувствовал боль от этого. Он, как известно, плакал на его похоронах. Вторая большая трагедия, с которой столкнулся Сулейман, заключается в том, что его сыновья Селим и Баязид сражались за трон, пока он был еще в уме и здравии. Кануни не хотел быть участником этого, он пытался управлять обоими наследниками своими приказами, но Баязид, с ненавистью к Селиму, и с помощью некоторых визирей, основал армию, Селим тоже собрал солдат.
Деятельность Баязида фактически была поводом для обвинения в мятеже против государства. Восстания шехзаде давно не происходили, особенно при Сулеймане, были более интенсивные схватки в предыдущие периоды. Во время правления Мурада его сыновья действовали против своего отца, а во время междуцарствия произошла борьба между братьями. Явуз также сражался в Великой битве со своими братьями. Бой Баязида и Джема также можно вспомнить.
Это традиция из Сельджукского государства, что кровь князей нельзя проливать? Или это метод, который применялся со времен Османской империи?
Эта ситуация исходит из старой турецкой и монгольской традиции, и это вопрос святости династии. Интересно, что традиции Средней Азии сохранились и в Османской империи.
После того, как султаны взошли на престол, они уничтожают своих братьев, чтобы избежать путаницы. Когда вступил на престол Завоеватель, у него был младший брат Ахмед, старший Ахмед, Явуз и Коркут. Мурад и Мехмед задушили своих младших братьев. Это вызывало возмущение, затем постепенно отказались и появилась другая система наследования.
Как вы думаете, сериал может быть учебником по истории? Люди принимают близко к сердцу некоторые сцены. На ваш взгляд, должна ли быть у сериала цель обучения или передачи правды"один к одному", основанной на реальных событиях?
Конечно, историю не выучишь по сериалам, очень неправильно смотреть на них как на исторические факты. Цель продюсеров сериала не в том, чтобы представить исторический документальный фильм, а в том, чтобы дать приоритет сериалу, раскрыв аспекты, которые будут привлекательны для аудитории коммерчески. В этом случае они изменяют и преувеличивают реальные события иногда или часто. Когда мы рассматриваем их как серию вымышленных событий, нет никаких проблем. Если мы отнесемся к этому серьезно, это будет проблемой.
Думаю, сценаристам нужны хорошие исторические знания и хорошие эксперты. Игра на реальных исторических личностях в метафорическом ключе, основанная на ложной информации, - это то, что, на мой взгляд, не должно быть сделано. Вы можете поместить воображаемых личностей в историческую плоскость и согнуть и согнуть столько, сколько хотите. Надо быть особенно осторожным в отношении таких вопросов в сериале, которые основаны на реальных событиях. Наконец, я хотел бы отметить, что сериал увеличивает любопытство к истории, это развитие радует, и тот же интерес отражен в книгах по истории, но читатели и энтузиасты должны быть более заинтересованы в книгах академиков, которые подготовлены с правильными источниками.
По материалам dipnot.tv