Сегодня на проспекте Буденновском можно встретить необычного книжного торговца - незрячего Георгия Карповича Кирищияна.
Под темными очками не видно затянутых катарактой глаз, но когда мужчина начинает выбирать наощупь нужный товар, понимаешь: продавец ничего не видит.
В детстве Жора страдал близорукостью и носил очки. Но это не мешало ему заниматься музыкой, рисованием, увлекаться фотографией - когда отец привез из командировки «Зоркий-3», мальчишка был на седьмом от счастья! Красоту окружающего мира он старался передать в акварельных пейзажах и снимках.
- В 17 лет я, как и многие ровесники, начал посещать спортзал. Однажды поднял тяжеленную штангу и от натуги в левом глазу произошло отслоение сетчатки.
После учебы ростовчанин устроился в домостроительный комбинат. Женился, родилась дочь Танечка. Неважное зрение не мешало любящему отцу читать ей сказки и шить костюмы для утренников. Но вдевать нитку в иголку становилось все труднее...
Однажды утром по пути на работу (на предприятие «Электросвет») перед глазами Георгия словно начал опускаться занавес. Ростовчанин не на шутку испугался и попросил жену отвести его к окулисту. И снова диагноз - как приговор: отслоение сетчатки в правом глазу.
Георгий Карпович перенес шесть операций: в Ростове, Киеве, Москве. Сначала зрение вернулось, а потом снова стало ухудшаться. В конце концов мужчина отчаялся бороться с болезнью. Постепенно его глаза затянуло плотной пленкой катаракты, превратив из карих в голубые. Теперь уже и врачи сомневаются в успехе лечения, подозревая у пациента атрофию зрительных нервов.
«В левом _ темнота, а перед правым мелькают светящиеся точки, словно я смотрю на звездное небо, - говорит пожилой ростовчанин. - На предприятии, где я трудился, мне стали давать надомную работу: сначала я делал на станке мебельные гвозди, потом плел авоськи».
Со временем, Георгий Карпович стал хуже слышать, сейчас он носит слуховой аппарат (но при этом без труда исполнит на своем стареньком иссохшем пианино красивую мелодию).
Один из ростовских предпринимателей решил поддержать Г.К. Кирищияна и доверил ему реализацию детских книг: «Мне привозят со склада товар на определенную сумму, а когда я все продаю, расплачиваются».
Постепенно незрячий торговец научился ориентироваться в ассортименте: у одних книг на обложке выпуклый рисунок, другие отличаются размером, форматом, толщиной... Георгий Карпович расставляет их в определенном порядке в своем чемоданчике-прилавке, чтобы легко было найти. Покупатели тоже помогают ему отличить один сборник сказок от другого.
Купюры разного достоинства ростовчанин рассовывает по карманам брюк и рубашки, чтобы не перепутать банкноты, давая сдачу. Единственная проблема - некоторые монетки трудно различить по размеру (а значит, и по номиналу)...
Неизбежно возникает вопрос: а вдруг кто-то стащит дорогую книгу у инвалида? Или протянет вместо пятисот рублей пятьдесят?
Георгий Карпович уверяет: так подло с ним никто не поступал. Напротив, расплачиваясь за товар, некоторые ростовчане оставляют сдачу...
М. Гиченко
статья в газете "Вечерний Ростов"