С самого начала Риму повезло в торговом отношении : город на реке Тибр, в центре пересечения торговых путей между этрусками и греками с их богатыми колониями. Но намного более интересна обширная римская торговля, о которой я и расскажу в этой статье.
Обширная римская торговля возникла лишь с III в. до н.э. после первой Пунической войны (264–241 г. до н.э.). После третьей Пунической войны (149–146 г. до н.э.) Карфаген и Коринф, стоящие на пути римских торговых интересов, были разрушены Это подорвало греческую и пуническую торговлю в этом регионе. С победой над Карфагеном Римская Республика становится не только военной, а и экономической сверхдержавой в западной части Средиземноморья.
Заморские войны Римской республики преследовали в том числе интересны торгового класса. Они дали римским купцам выход на крупные рынки спроса, скрепленные продвинутой для того времени инфраструктурой и системой права. Римская знать проявляла живой интерес к экзотическим товарам с Востока.
Индо-римская торговля
Индо-римская торговля первоначально осуществлялась сухопутными путями через Армению и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.
В начале нашей эры римляне освоили морскую торговлю через порты Красного моря, прибегая к посредству аксумитов. При Августе между египетским и индийским берегами ежегодно курсировали 120 торговых судов. Летом, когда ветер дул на восток, купцы плыли туда с товаром. Распродав свой товар и купив заморский, возвращались с попутным ветром домой.
Наиболее подробно писана торговля по Эритрейскому морю в документе первого века, известном как « Перипл Эритрейского моря». Пери́плы (др. греч περίπλους, от περιπλέω, «плыть кругом (вокруг), огибать») - жанр греческой литературы, описывающий, как понятно по названию, описывающий каботажные плавания. Существовало их два вида :
- Собственно описания дальних плаваний
- Руководство для моряков и торговцев
Перипл Эритрейского моря упоминает сотни географических названий, подробно описывает предметы торговли на различных портовых рынках, содержит сведения о флоре и фауне.
Состав текста:
· Путь вдоль восточного побережья Африки, от Миос Гормос (ныне Старый Кусейр) до Опоны (на мысе Хафут в Сомали) (1-11) — Ои далее до Рапты (возможно, современный Дар эс-Салем ) (12-18), которую автор называет «последним рынком» на берегу Африки и отмечает, что далее океан не исследован, поворачивает к югу и сливается с Западным морем (18).
- Далее начинается описание побережья вдоль западного и южного берегов Аравии (19-33),
- Кратко описано восточное побережье Аравии, Персидский залив и южное побережье Ирана (34-37),
- От дельты Инда мимо западного побережья Индии до её крайнего юга (38-59), причем автор упоминает мыс Комар (ныне Коморин) и местную богиню (59).
- Краткое описание восточного побережья Индии, с упоминанием Тапробаны и Хрисы (60-64),
- Отдалённые народы (65-66).
В тексте упомянуто несколько имен современных автору царей, идентификация которых помогает уточнить время его создания — вторая половина I века от Р.Х., когда активная территориальная экспансия Рима привела к установлению контактов с ранее малоизвестными народами.
О индо-римских морских путях
«Перипл Эритрейского моря» позволяет воссоздать на карте торговые маршруты, связывающие города Индии и Империи.
Основными римскими портами , связанными с восточной торговлей были Арсиноя, Беренис, Миос Гормос. Арсиноя была одним из первых торговых центрах, однако позднее была затмлена более доступными Беренис и Миос Гормос.
Некогда еще династия Птолемеев использовала стратегическое положение Александрии для торговли с Индийского субконтинента. Торговля с Востоком тогда, вероятно, сначала шла через гавань Арсинои (сегодня Суэц). Товары от восточно-африканской торговли попадали в один из трех главных римских портов Красного моря - Арсиною, Беренис или Миос Гормос. Римляне отремонтировали и очистили заиленный канал от Нила до гавани Арсинои на Красном море. Римской администрации пришлось приложить много усилий, чтобы отвлечь как можно больше торговли на морские пути.
Беренис и Миос Гормос были важными портами, более удобными для мореходства, чем Арсиноя.
Ассортимент товаров
Основными участниками товарооборота были специи, вино, золото, слоновая кость, металлы, одежда, ароматические цветы, шелк, драгоценные камни.
Существуют доказательства также и торговли животными между портами Индийского океана и Средиземного моря, в частности в остатках мозаик и фресок римских вилл в Италии. Например, на Вилла дель Казале есть мозаика, изображающая захвата животных в Индии, Индонезии и Африке. Межконтинентальная торговля животными была одним из источников богатства для владельцев виллы. В зале «Большая охота», охота и отлов животных представлены в таких подробностях, что можно идентифицировать вид животного.. На мозаиках также множество других животных, таких как носороги, индийский слон с его индейским проводником, индийские павлины и другие экзотические птицы. Есть также множество животных из Африки. Тигры, леопарды, азиатские и африканские львы использовались на аренах и цирках. Животных перевозили в клетках на кораблях. Животных использовали на арене цирков.
Нужно отметить, что римские купцы были очень изобретательны. Их деятельность не сводилась к простой перепродаже. Велась переработка сырья. Зарождался маркетинг. К примеру, драгоценные камни, пришедшие из Индии, вставляли в оправу, золото переплавляли, а из шелка шили одежду.
Индийские археологи до сих пор находят в Южной Индии клады римских монет. Некоторые тамильские правители заменяли выгравированные на монетах профили римских императоров на свои собственные и пускали их в оборот.
О торговле Рима с Китаем
В I—II веках н. э. Ханьская и Римская империи являлись гегемонами противоположных концов Евразии. Хотя римляне расширяли свои владения на восток, в Передней Азии, а китайцы — на запад, в Центральной Азии, две империи разделяли географические препятствия и такие сильные государства, как Парфия и Кушанское царство. Парфия вообще мешала торговле поборами или конфискацией товаров у торговцев.
Примечательно, что римляне называли китайцев серес (лат. seres), что значит «шёлковый» или «страна шёлка». Вероятнее всего, это слово происходит от китайского «сы» (шёлк). От этого названия произошло и латинское слово «serica» — «шёлк». О производстве и производителях шёлка пишет, в частности, Плиний Старший в «Естественной истории». Шелк был очень ценным товаром.
Зерно
Первое место по объему торговли занимало зерно. Активная морская торговля началась во 2-3 веке до нашей эры. Наиболее интенсивные перевозки велись между Римом и Александрией. Их основным грузом была пшеница, которую вывозили из Египта. Также зерно экспортировала римская Африка, Сицилия. Оливковое масло экспортировала испанская Беатика, вино из Нарбонской Галли, Греции. Гарум, так любимый римлянами, делали в Африке, Палестине, Беатике. Также его производили и в колониях на северном побережье Черного моря.
Гарум
Гарум, также именуемый liquamen — рыбный соус в древнеримской кухне, популярный среди всех сословий Рима. Согласно поваренной книге Апиция IV века от Р.Х., гарум входил в состав большинства рецептов. Апиций употребляет именно второе название соуса — liquamen, которое означает «жидкость»).
Гарум производился из крови и внутренностей рыбы путём ферментации. Рыбаки сортировали улов, отдельно выставляя различные виды рыбы и её части, чтобы производители соуса сами могли выбирать необходимые ингредиенты. Чаще всего использовались анчоусы , тунец, скумбрия, иногда моллюски в сочетании с ароматическими травами. Ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца в течение 2—3 месяцев. Из-за сильного специфического запаха приготовление гарума в городах было запрещено. Готовый соус запечатывался в маленькие глиняные сосуды и в таком виде поставлялся в римские провинцию. Одним из основных поставщиков гарума в Римской империи был город Ликсус в Мавритании.
Внутренняя торговля в Риме
Нужно сказать и о кораблях, перевозивших товары по всему государству.
Римское торговое судно— парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») , а военные корабли лат. naves longae (дословно «длинные корабли).У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Другим названием торговых судов было лат. naves oneraria, то есть «грузовые». В зависимости от назначения выделяли: гиппагины — суда для перевозки лошадей, лапидарии — для перевозки камней, корбиты — для перевозки зерна и другие. Лапидарию можно увидеть на примере находки археологов из Арля, что во Франции.
«Будто в замедленной киносъемке, перед нами разворачивается история Арля — некогда мощного торгового порта. В полумраке цокольного этажа музея древностей мы с Дэвидом Джауи идем между длинными рядами амфор. Материала для исследования очень много, даже слишком много. Археологи уже вернули 120 тонн керамических черепков на дно реки, в яму, где раньше покоилось судно. Я спрашиваю Джауи о каменных блоках. Он говорит, что отреставрированный корабль не смог бы выдержать такую тяжесть, и потому музейщики загрузили его легкими копиями. Мы выходим из музея через служебный выход. А вот и они, камни, — свалены возле большого мусорного ящика. Им уготована та же участь — возвращение в реку. «Арль-Рона 3» курсировал в местных водах, но более крупные корабли шли в Лион и дальше. Торговые пути связывали Рону с другими реками, и товары доходили до Британии и Германии.
Сухопутная торговля
Стоит сказать и об этом аспекте торговли. В Древнем Риме она процветала. Одной из причин тому была сеть дорог, охватывавшая все территории государства, соединяющая отдаленные экономические регионы.По мере расширения Рим строил дороги на завоёванных территориях. Во время расцвета Империи общая протяжённость римских дорог составляла, по разным оценкам историков, от 80 до 300 тыс. км. В отличие от других средиземноморских государств, которые вели в основном морскую и речную торговлю, римляне начали развивать и сухопутные торговые маршруты. Это позволило им торговать с жителями Европы, Азии и Африки, что ознаменовало экономическую экспансию империи. Обширная торговая сеть способствовала экономической специализации провинций.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что торговля играла важную роль в экономике Римского государства 12 веков его истории. Она давала новые веяния в культуре, религии, архитектуре. Рим богател и процветал. Римские монеты доходили до Китая и Японии. Это был прообраз современного мирового рынка, ограниченного технологиями. После падения Западной Римской Империи торговля с Востоком все еще велась восточной частью Римской империи. И лишь с завоеванием Византии арабами , торговые перешли в Атлантический океан. Но это уже совсем другая история.