Очевидно, что «Черный квадрат» Казимира Малевича (1879-1935 гг) - российского и советского художника-авангардиста – самая загадочная и мистическая картина минувшего столетия.
Споры вокруг нее начались с того самого момента, когда посетители выставки - 1 января 1916 года - впервые увидели это произведение искусства и не умолкают до сих пор. За столь продолжительное время были высказаны самые противоречивые мнения: от экзальтированного, страстного восторга до полного и категоричного неприятия.
Казалось бы, совсем вроде бы необязательно быть великим художником, чтобы изобразить черную геометрическую фигуру на светлом фоне. Однако, именно «Черный квадрат» стал самой знаменитой картиной в мире после Леонардовской "Джоконды".
Более 100 лет минуло с момента ее создания, а бурные дискуссии и не думают прекращаться.
Несмотря на кажущуюся простоту исполнения, полотно стало результатом титанической, колоссальной внутренней работы художника-философа. Сам Малевич позднее вспоминал, что идея «Квадрата» родилась у него в ходе продолжительных и сложных работ при оформлении декораций к опере Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – делился пережитыми ощущениями со своими учениками Казимир Северинович. Художнику пришлось пережить самое настоящее шоковое состояние, вызванное, открывшимся в ходе творческого акта, просветленным прозрением.
«Я часто занят вглядыванием в его загадочное черное пространство», – написал Казимир Малевич в одном из писем. По его мнению, он видел в загадочной темноте «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
Сам художник, который, кроме того, был еще и философом, многократно заявлял, что картина создана им под воздействием непостижимого бессознательного, некоего просветленного «космического сознания». Можно даже утверждать, что квадрат рукой мастера создал себя сам.
Некоторые искусствоведы авторитетно заявляют, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видится только людям с неразвитым воображением. Но если выйти за рамки традиционного закоснелого восприятия, выйти за пределы прямого видения, то становится понятно, что на полотне изображен целый мир.
Получается - тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», формулируется таким образом: вселенная, окружающая нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит такой, как мы ее привычно воспринимаем. Ведь иногда достаточно сложно бывает разглядеть за смертью жизнь, за ложью правду и за черным белое.
Миллионы людей, инстинктивно притягиваемые к этой удивительной картине, подсознательно чувствовали объемность, глубину и невероятную энергетику ожившего «Черного квадрата».
Сам Малевич говорил, что это скорее не картина, а декларация. Декларация смерти современного искусства. И действительно, при жизни художника многие талантливые мастера были расстреляны или сосланы.
После "Квадрата" ничего глобально значимого в мире искусства создано не было. Полотно Малевича так и остается самой обсуждаемой картиной в русской живописи.
Непременно подписывайтесь на наш канал.
Здесь вас ждет множество интереснейших открытий.