За последние несколько дней, медиа конфликт главы Ингушетии Ю.Б. Евкурова и муфтия Исы Хамхоева вышел на федеральный информационный уровень. Благодаря абсурдным высказываниям и действиями религиозного деятеля Хамхоева, для российского обозревателя может показаться, что в республике действительно идет противостояние народа и действующей власти. В реальности же, это противостояние двух политических фигур, отдаленных от народа по своему социальному статусу и финансовому капиталу.
Хамхоева сегодня вряд ли можно назвать религиозным деятелем, потому как его политические амбиции отвлекают его от прямых обязанностей муфтия и жители республики чувствуют это на себе очень остро. Затеять скандал в Священный для мусульман месяц Рамадан, может только отдаленный от веры человек.
Смысл многолетнего конфликта банально прост и очевиден для жителей Ингушетии. Возник он с момента упразднения в Духовном центре мусульман (он же муфтият), возглавляемом именно Хамхоевым, функций по организации хаджа. Вот именно с этого времени и начались распри главного политического деятеля республики и псевдорелигиозного финансового деятеля, которого отдалили от “кормушки”. Простая арифметика выделенных и потраченных на хадж денег позволит подсчитать какие “барыши” имелись в то время в карманах Хамхоева и его близкого родственного окружения. Вот именно эти “возможности” заставляли и заставляют муфтия сегодня так яро бороться с властью на политической арене.
Для объективной оценки сложившейся в республике ситуации следует понимать, что ДЦМ это обычная общественная организация, учрежденная на бумаге и призванная регулировать религиозную деятельность. По сути, это группа управленцев, функционирующих в религиозной сфере и не имеющих никакого влияния на саму религию, потому как она является своего рода константой. Эти управленцы сами себя наделили полномочиями и уверили общественность в искренности своих побуждений и действий. И как в любой другой организации управленцы могут заслуживать доверия, а могут пользоваться им в своих личных целях. Потому как эти управленцы обычные люди, склонные к человеческим слабостям.
Близкое окружение муфтия и сам Хамхоев являются такими вот “управленцами”, которые пользуются доверием мусульман в угоду своим политическим и финансовым амбициям. Смена состава ДЦМ Ингушетии не будет являться для народа чем то из ряда вон выходящим, за исключением, конечно же, самого Хамхоева. Поэтому, говоря об некоем отречении Евкурова от мусульмансокго общества, муфтий очень сильно преувеличивает, потому как нет за ним той самой общественности. Более того, общественность с каждой такой сумбурной выходной муфтия все ближе становится к осознанию того, что пора разгонять нахлебников, которые прикрываются ими и накладывают на Ингушетию негативный образ.
Это, в какой то мере, подтверждает вчерашнее равнодушие населения к митингу, организованному муфтием в Магасе.