Найти в Дзене
А

Умнее ли Вы голубя? Интересный тест

Прежде чем с полной уверенностью говорить: "Да!" прочтите три ситуации, представленные ниже и дайте свой ответ.

Конечно, никто не отрицает, что человек намного способнее и функциональнее всех животных на планете. По словам Чарльза Дарвина, разница между людьми и животными в «степени, а не в качестве»: те же способности, которые позволяют скворцам петь, попугаям считать, позволяют людям писать симфонии, делать исчисления и изобретать Карты Google. Мы не делаем чего то особенного, что отличает нас от других животных; мы делаем то же самое, только лучше. А теперь постарайтесь противопоставить себя голубю и выяснить, кто же все-таки умнее. Результаты ответов Вы можете найти ниже.

Ситуация №1: Два телефона.

Вы захотели купить себе новый, шикарный айфон, вышедший совсем недавно, Вам даже пришлось устроиться на подработку, которую Вы ненавидите всей душой - но это того стоило. Вы заказываете телефон через веб-сайт и на следующее утро телефон уже у Вас. Однако происходит странное и в этот же день Вы получаете еще один, точно такой же телефон. Будучи очень совестливым Вы звоните в компанию и, потратив кучу времени, чтобы соединиться наконец с колл-центром, Вам отвечает представитель компании и говорит, что система не может обработать возврат, и Вы сделаете колл-центру большую услугу, если просто сохраните второй телефон у себя. Естественно Вы соглашаетесь и решаете порадовать своего брата, у которого как раз день рождения и телефон которого как раз в ужаснейшем состоянии. Но какой из двух абсолютно новых телефонов Вы ему подарите?

Варианты ответа: 1. Первый, 2. Второй. (очевидно не правда ли)

Ситуация № 2: Два концерта.

Три месяца назад Вы купили билет за 3000 рублей, чтобы увидеть одну из ваших любимых групп. А еще вчера ваша самая самая любимая объявила о новом туре, и Вы тут же купили билет за 1000 рублей. От волнения Вы забыли проверить даты концертов и, как Вы уже догадались, они оба пройдут в один вечер. Еще и ситуация сложилась так, что Вы в итоге не смогли ни вернуть ни продать один из билетов, да еще и все ваши знакомые ненавидят эти группы. На какой концерт Вы пойдете?

Варианты ответов, как и в первой ситуации.

Ситуация № 3: Кружки.

Вы хотите купить крутые винтажные кофейные кружки и считаете, чем больше кружек, тем лучше. Вы идете на блошиный рынок. У одного продавца есть коробка из 20 кружек, хотя у трех есть небольшие недостатки, а у двух нет ручек. Другой продавец предлагает по той же цене коробку из 12 целых кружек. Вы сомневаетесь и не можете выбрать, потому что купить кружки можно лишь у одного из продавцов да, так уж вышло). У кого Вы купите кружки?

Ответы!

Ситуация № 1.

Если бы такая ситуация реально имела место быть, Вы бы отдали брату второй телефон, доставшийся Вам даром, не так ли? Если это так, Вы психологически оправдываете приложенные Вами усилия,сами того не подозревая: Вы цените больше то, для чего Вам пришлось усердно работать, чем (идентичную) вещь, которая досталась Вам дешевле или бесплатно. Но в таких случаях, как этот, хорошо подумав, станет понятно: совершенно не имеет значения, какой телефон вы отдаете и какой Вы оставите себе.

Голуби делают ту же ошибку, что и мы. Ученые проводили опыт "красного и зеленого ключа". Суть его состоит в следующем: чтобы получить доступ к красному ключу, голуби должны один раз клюнуть белый ключ; но чтобы получить доступ к зеленому ключу, им нужно клюнуть белый ключ двадцать раз. Результат един для обоих ситуаций - голуби получают 2 секунды доступа к зерну. Наконец, голубям дают выбор - без необходимости клевать белый ключ, находящийся между красным и зеленым. Как Вы думаете, что они выбирают? Да, тот, над которым им больше приходилось трудиться, чтобы получить зерно, хотя, как и в случае с двумя телефонами, результаты были точно такими же - две секунды доступа к зерну.

Ситуация № 2.

Правильный ответ: Вы должны просто пойти на концерт своей любимой группы. Если Вы решите пойти посмотреть первую группу, вы проявите, так называемый эффект пониженной стоимости. Думая, что Вы потратили много денег на первый билет, Вы хотите выбрать его. Опять же, это ошибка. Прошлое ушло навсегда, что бы Вы ни делали, поэтому просто отправляйтесь на концерт, который Вы предпочитаете больше.

Снова голуби (а также скворцы) показывают ту же ошибку. Предположим, что голубь уже десять раз клюнул зеленый ключ. Теперь, чтобы заработать награду, он должен дать еще двадцать раз клюнуть зеленый ключ или десять раз красный. Несмотря на то, что он мог бы сэкономить десять клевков, переключившись на красный ключ, голубь будет клевать зеленый, чтобы зря не тратить те десять раз, которые он уже вложил в этот ключ.

Ситуация № 3.

Первый продавец, по сути, предлагает 15 кружек, а второй предлагает 12 по той же цене. Неужели Вы пошли ко второму продавцу? Если вы это сделали, Вы продемонстрировали эффект "меньше - лучше". Опять же, это ошибка. Это вид когнитивного искажения, разновидность обращения предпочтений, когда в отсутствие прямого сравнения двух вещей предпочтение отдаётся вещи с меньшей ценностью.

И голуби снова показывают ту же ошибку. Когда дается выбор между горохом и сочетанием гороха и другого, относительно неаппетитного зерна, голуби выбирают горох. Точно так же собака выберет кусок сыра, а не куском сыра с бонусом в виде моркови, а макаки выберут виноград над виноградом и бонус зеленой фасоли. Не то, чтобы они ненавидят морковку или зеленую фасоль - они съедят ее, если это будет единственным вариантом - просто голуби, собаки и обезьяны, как и люди, иногда думают, что меньше - лучше.

Уважаемые читатели, огромное спасибо, что уделили внимание этой статье. Если Вам понравилась статья, прошу Вас подписаться на мой канал, это очень важно для меня. Хорошего Вам дня!