Найти в Дзене

О неожиданном втором языке Швеции и европейском выборе «соседей»

Умникам и умницам вопрос на засыпку. В стиле известной рекламы, для тех, кто может мыслить не шаблонно. Итак, какой сегодня второй язык Швеции?

С первым всё очевидно – шведский, а какой же ещё? Со вторым, разумеется, будет не так очевидно. Надо немного знать историю и хорошо – географию.

Кто там сказал – финский?

Это ответ на чистую двойку. Хотя финны и ближайшие соседи шведов, проживающие компактно на территории Страны трёх корон, и хотя финский язык официально считается почти государственным в некоторых ленах, всё же не он занимает вторую строку по распространённости. И не саамский, кстати.

По оценкам лингвистов, языковая ситуация в Швеции радикально поменялась в последние годы, и теперь де-факто вторым языком страны сталарабский.

Впрочем, неожиданностью это может считаться лишь для тех, кто не следил за новостями и не знаком с европейской историей в послевоенные годы. Если до Второй мировой Швеция оставалась этнически однородной, то после её окончания Tre Kronor становится страной иммиграции. А с 1970-х чистый иммиграционный приток остаётся стабильно положительным.

При этом с середины 1980-х и по сей день определяющую роль в нём играют мигранты из Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Турции, Эритреи. Причём европейский миграционный кризис последних лет лишь усугубил языковую ситуацию. Ближневосточные беженцы принесли на свою новую родину тюркский и фарси, но главным образом – арабский. Он является основным уже для полумиллиона «шведов» (всего население страны составляет около 10 млн чел.). А типично шведское имя Мухаммед входит в Топ-30 по распространённости в стране для мальчиков.

Арабы уже не в первый раз покоряют Европу. В раннем средневековье они оставили неизгладимый след в культуре и генофонде целого ряда европейских стран, таких как Испания, например. Впрочем, тогда они обогатили европейскую ноосферу знаниями в области медицины, навигации, оружейного дела, архитектуры и дизайна. Нынешняя волна арабской иммиграции, судя по сообщениям #СМИ, обогащает, главным образом, полицейскую статистику. Причём в значительной степени преступлениями на сексуальной почве. Но шведские политики призывают народ немного потерпеть во имя европейских ценностей.

Конечно, этот миграционный #кризис, наполовину преодолённый, наполовину загнанный в тень, едва ли погубит Европу, как о том любят рассуждать наши витии. Но изменить её внешний облик он через пару поколений, пожалуй, окажется способен. И хорошо, если только этим все изменения и ограничатся.

А если нет, учитывая известную воинственность духа арабских этносов? И что будет делать #Россия – Тритий Рим, когда зелёное знамя Пророка станет грозить ей не только с юга, но и с севера?