Зимой 1945 года советское командование готовило наступательную операцию на юге Польше. Её начало было запланировано на конец января, но западные союзники терпели сокрушительное поражение в Арденах и отчаянно просили СССР об отвлечении сил Вермахта. Тогда Ставка распорядилась о начале прорыва обороны немцев, так началась Сандомирско-Силезская операция.
Командующий 1-м Украинским фронтом Конев ввел последовательно сначала пехоту, которой удалось взломать первую линию оборону, а потом уже и технику. Оказавшись перед угрозой прорыва, немецкое командование решило 13 января нанести мощный контрудар силами 24-го танкового корпуса генерала В. Неринга. В случае успеха это позволило бы противнику окружить часть сил Красной армии и связать затяжными боями 4-ю танковую армию Д. Лелюшенко. В документах советской 4-й танковой армии, непосредственного участника событий, развернувшуюся битву назвали Кельце-Хмельниковским сражением.
Но за всеми этими названиями скрывается удивительный случай - бой у польской деревушке Лисов, где впервые сошлись Т-34-85 и Королевский Тигр.
Королевский Тигр или как еще его называют Тигр II поступил на вооружение немецкой армии в марте 1944 года, от своего младшего брата он отличался усиленной броней и просто убийственной пушкой которая прошивала любой известный танк с приличного расстояния. «Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк — для орудия. Ведь в качестве орудия лично Гитлер просил поставить пушку P-43 которую называли пушкой охотников за танками. В итоге новый Тигр стал настоящим истребителем танка и Гитлер мечтал что этот танк станет тем самым оружием возмездия.
Группировка немецких сил Неринга имела сразу 29 новых машин и 23 простых Тигра. Около девяти часов утра 13 января советские танки добрались до Лисува. Их появление оказалось для немцев неприятным сюрпризом, так что противник, не оказывая сопротивления, стал разбегаться. Первым в Лисув ворвался танк командира взвода гвардии лейтенанта М. Побединского. Автоматчики прямо с брони «тридцатьчетвёрок» в упор стреляли по бегущим немецким солдатам и офицерам. Вскоре Лисув был захвачен. Танкистам 61-й бригады достались богатые трофеи: брошенные автомобили и несколько складов с имуществом. Кроме того, удалось захватить два противотанковых орудия и взять в плен 40 немцев, среди которых оказался командир артиллерийского полка 168-й пехотной дивизии.
Несмотря на успех в Лисуве, продолжить наступление танкисты 61-й бригады не смогли. Наоборот, им целый день пришлось обороняться в деревне. Здесь бойцы Н. Жукова выполнили самую главную и трудную задачу дня, отразив в общей сложности двенадцать атак немецких тяжёлых танков при поддержке пехоты. При этом немцы били по Лисуву с трёх направлений. С юга и запада наступали 23 «Королевских тигра» и 27 «Тигров», а с севера деревню атаковали 13 «Пантер» из состава 16-й танковой дивизии.
Захват Лисува стал настоящей пощечиной для танкистов Вермахта и поэтому не прошло и часа когда немцы бросили примерно 500 человек пехоты и сразу 20 Тигров. Правда один танк провалился под мост, еще пара застряли при попытке обойти с фланга препятствие. Оставшиеся Тигры продолжали наступление. Советские танкисты прекрасно понимали, что в лобовом бою тридцатьчетверки имеют мало шансов и поэтому спрятали свои машины за домами, выжидая когда же немцы подойдут ближе. И только когда Тигры подошли на достаточное расстояние раздались первые выстрелы и первые четыре немецкие машины загорелись, за ними запылали еще несколько.
Немцы были вынуждены отступать, однако дерзость советских тридцатьчетверок не давала покоя немецким асам. И на Лисув двинулись сразу 30 Тигров, половина из которых были Королевскими. Предварительно немцы обработали Лисув огнем минометных батарей. Появились первые потери у советских танкистов. Но атака была отбита и немцы откатились.
Окончательное решение вопроса с русскими танками немцы предприняли во второй половине дня, атакую со всех сторон, немецкие машины шли волнами: атака-отступление-атака. Несмотря на то что под Лисувом немцы достигли перевеса в силах, добиться успеха у них никак не получалось. Т-34–85 постоянно маневрировали между горящими домами и продолжали вести огонь, часто с близких дистанций. Особенно успешно действовала танковая рота гвардии старшего лейтенанта М. Вертелецкого. Десять его «тридцатьчетвёрок», маневрируя на местности и прикрываясь постройками, уничтожили шесть «Тигров» и «Королевских тигров», понеся при этом незначительные потери.
Все попытки атак немцы прекратили только к 8 вечера. Наша танковая бригада потеряла 4 танка сгоревшими и 19 танков было подбито (но большая часть была восстановлена ремонтниками), немцы же потеряли 7 Тигров, 5 Королевских Тигров и 5 Пантер. Кроме того несколько подбитых танков немцы успели эвакуировать
Так завершилось противостояние Королевских Танков и Т-34, которое стало настоящим шоком для немецких танкистов. А наши вновь доказали, что грамотный маневр и слаженность способна победить любого зверя.