Прежде чем что-нибудь сказать о «Соло», я должен вставить пару вводных слов. Не поймите меня неправильно. Я не вчера родился и, кажется, смекаю, что тут к чему: большая (огромная), именитая франшиза получает буквально конвейерный заказ на несколько необязательных (ненужных) спин-оффов и продолжений явно не для того, чтобы развиваться вглубь и вширь. Вставьте шутку про игрушки и детей, которые тащат родителей на дневной сеанс. Да, «Звездные войны» сегодня совсем не то, чем «Звездные войны» были в 1977-ом. И, кажется, самоочевидная, понятная вещь, однако ее почему-то необходимо тщательно растолковывать всем, кто берется критиковать новые диснеевские фильмы. Нравится вам это или нет, но «Звездные войны» сегодня это глобальный студийный (курсивом) проект с долгоиграющей перспективой, защищенный армией юристов и строгим авторским правом. Принять все же придется ― «Звездные войны» сегодня больше не снять на голом энтузиазме в 11 миллионов (без пересчета) и без личного благословения Кэтлин «Who-run-the-world?» Кеннеди. Только джедайски смирившись с текущим положением дел и отпустив все мирское (наветы злых языков), новыми «Звездными войнами» можно насладиться сполна.
И с таким подходом «Хан Соло: Звездные войны. Истории» … ― это добросовестное диснеевское космопутешествие со всеми сопутствующими атрибутами (шутки-мишутки, фан-сервис, веселый цветастый экшн етс.). Важное слово в определении «Соло» ― это слово «нормальный». «Хан Соло: Звездные войны. Истории» ― это нормальное кино. Это нормальные «Звездные войны». Это нормальный киноаттракцион. «Нормальное» в том смысле, что оно ― в общем и целом ― сохраняет «здоровое» состояние многомиллионного голливудского боевика. Одним словом, это не «Последние джедаи».
Строго говоря, «Соло» не предлагает ничего решительно нового для вселенной, и его присутствие в ней объясняется скорее «постольку-посколькими» причинами (все-таки мы имеем дело с одним из самых популярных (и следовательно ― рентабельных) героев сериала), а не какой-то острой необходимостью. Фильм не рассказывает какой-то слишком неожиданной истории ― да, в нем есть несколько удачных оборотов, но в основном всего того, что нам напоказывали в течение двух с лишним часов, ― следовало ожидать.
Как и в случае с «Изгоем-один», в «Соло» нет занимательной сюжетной интриги ― все дальнейшие события мы знаем с точностью на пять фильмов вперед. И одного этого достаточно, чтобы обозвать кино «необязательным». Знакомство Соло с Чубаккой это, вне всяких сомнений, ужасно мило, но так ли уж это нам необходимо? Так ли это необходимо всему звездновойновскому метанарративу? Так ли это, наконец, необходимо персонажам и их внутривселенской эволюции?
В конце концов, «Соло» впервые дает почувствовать пресловутый диснеевский конвейер на вкус. Я понимаю, что некоторые из вас закроют сейчас текст и отправятся в комментарии обкладывать меня всем самым непристойным со словами: «Ах, ты не понял этого на ‘Пробуждении силы’, мерзавец?» Нет, понял, но первые три новых фильма еще играли на чувственной инерции: «Ого, это ‘Звездные войны’. Ого, я еще не перестал по ним скучать».
В «Соло» конвейерность только обозначается ― она выступает легкой преснотцой в мизансценках, чуть-чуть надоедающим юмором, неинтересными сюжетными тропами. Не знаю, как у Вас, а у меня подобное послевкусие осталось после «Изгоя-один».
Ясно, что все это обусловлено политикой студии (и, очевидно, Рон Ховард в этом проекте скорее резец, нежели мастер) ― нам от этого никуда не деться. Но надо отдать диснеевцам должное: они стараются сделать все, чтобы нам было интересно смотреть это кино. В сущности, «Соло» в свои 135 минут смотрится весьма и весьма уверенно: где нужно ― газует, где не нужно ― тоже газует, словно сам понимает, что важна тут вовсе не история, а то, как она рассказана. Превращается все это великолепие, разумеется, в одно лихо скрученное космическо-пиратское приключение на сверхзвуковых скоростях. Оцените динамику фильма: даже фансервис-стопы не дают выпустить пар. Не поняли, что тут к чему отсылает? Не важно, едем дальше.
Уже во второй раз «Звездные войны» доказывают, что они вовсе не ограничиваются одними битвами на световых мечах (хотя одна сцена очень хочет ею быть), ситхах-джедаях (хотя кое-кто неожиданный в этом фильме все же появится), Силой и прочими мидихлорианами. Что уж там! «Звездные войны» вполне могут обойтись и без Сопротивления с Империей (где это видано?!). Оказывается, «Звездным войнам» достаточно одной персональной истории, немного бунтарского духа и надежды в сердце.
Перед нами главным образом личный рассказ о взрослении Соло ― его персонажной эволюции. Мы наблюдаем Хана в критический момент жизни, во время его мировоззренческого слома. Соло версии Диснея ― это Соло, который встает на перепутье и пока не определился с выбором. И, хотите ― верьте, хотите ― нет, но «Хан Соло: Звездные войны. Истории» ― это еще и история благородства души, история Рыцаря и Прекрасной Дамы. И как бы кино нам ни старалось подчеркнуть аксиоматичное «Trust No One», по большому счету, «Соло» ― совсем не про одиночество. «Соло», помимо прочего, ― про дружбу. Вернее сказать, про то, как начиналась одна замечательная дружба (и одна замечательная франшиза).
И в этот самый момент ― момент осознания, что ждет героев впереди ― и +срабатывает предательское чувство сопричастности их путешествию, их трудностям (не путать с ностальгией!). Вот и получается, что на сколько бы конвейеров диснеевцы ни поставили бы «Звездные войны», сколько бы Funko Pop игрушек ни планировали выпустить, от личных историй никуда не убежишь, как ни старайся. Конечно, злые дяди и тети попробуют поспекулировать твоими чувствами, но ты им не верь ― верь Хану Соло, Чубакке, ― эти не подведут! ― слушай сердце, наконец. Мое, например, упорно говорило мне примерно следующее: «Ах, вот почему его зовут Соло!»или: «Неужели он так просто проиграет в карты свой корабль?» или такое: «Как? Как *имя_персонажа_которого_нельзя_называть* он тут оказался?» или вот такое: «Да ладно! Дуга Кесселя? И правда за двенадцать парсеков?!»
P. S. Наверное, надо сказать пару адвокатских слов в защиту Олдена Эренрайка в общем и его актерской игры в частности ― темы, которая всех почему-то особенно живо волнует. Я не стану облегченно выдыхать: «Справился», равно как и не стану корить: «Не справился», и вам не советую. Советую держать в уме при просмотре то, что перед вами еще не тот Соло, которого вы знаете по Харрисону Форду и четырем эпизодам ― не лидер Сопротивления, не гроза Империи и даже не лучший пилот галактики. Перед нами Хан Соло, который, если позволите, еще не стал Ханом Соло. Между Соло-Эрейнрайком и Соло-Фордом ― пропасть в один фильм. И за 135 минут вы ее успеете заполнить.