Найти тему
РОСЕВРОБЛОГ

Как получить 300 000 ₽ от авиаперевозчика

Оглавление

Правила Воздушного кодекса РФ изменились четыре дня назад. Теперь на международных рейсах вы можете получить от перевозчика до 366 486 ₽ за задержку рейса и до 88 310 ₽ за утерянный багаж. Объясняем, кто получил право на компенсации, и зачем вообще нужны эти поправки.

Текст: Лана Сергеева. Коллаж: Александра Тхоровская
Текст: Лана Сергеева. Коллаж: Александра Тхоровская

Что за поправки

С 1929 года международные перелеты регулировались правилами Варшавской конференции. Через 70 лет международные перевозчики создали более современную и защищающую интересы пассажиров Монреальскую конвенцию.

Чтобы привести правила перевозок к нормам Монреальской конвенции, правительство России внесло изменения в Воздушный кодекс РФ. Федеральный закон № 338 об этом подписан 27 ноября 2017 года, а сами поправки вступили в силу 27 мая.

366 486 ₽ за задержку рейса

До поправок международные перевозчики платили пассажирам за каждый час ожидания по 25 ₽, но не больше 50% стоимости билета. Сутки ожидания стоили перевозчикам всего 600 ₽.

С 27 мая перевозчики платят по правилам Монреальской конвенции — 4 150 XDR (специальных прав заимствования). Курс этой международной условной единицы зависит от доллара, евро, иены и фунта стерлингов. На 31 мая 1 XDR = 88,31 ₽. То есть максимальная компенсация авиаперевозчиков за задержку рейса — 366 486 ₽.

У стран-участниц конвенции есть и внутренние уточняющие поправки. Например, страны Евросоюза ограничили свою ответственность перед пассажирами лимитом в 400 € (43 542 ₽). С одной стороны, это всего 11,88% от суммы, которую обещает пассажирам Монреальской конвенция. С другой — за сутки ожидания рейса даже для самого короткого перелета можно получить от перевозчика на 96,62% больше, чем до поправок.


Компенсация за задержку рейса в странах ЕС по регламенту ЕС 261/2004 — уточняющему документу к Монреальской конвенции.
Компенсация за задержку рейса в странах ЕС по регламенту ЕС 261/2004 — уточняющему документу к Монреальской конвенции.

Максимальную сумму 4 150 XDR (366 486 ₽) заплатят только тем, кто докажет, что задержка привела к убыткам. Например, если вы пропустили важную конференцию или сорвали крупную сделку.

88 310 ₽ за потерю багажа

До поправок перевозчики платили по 600 ₽ за каждый потерянный, уничтоженный, поврежденный или задержанный килограмм багажа. Теперь эта компенсация выросла на 35,77%— до 19 XDR (1 677 ₽).

До поправок за утерю ручной клади с неустановленной стоимостью перевозчики платили 11 000 ₽. Теперь максимальный предел за потерю багажа — 1 000 XDR (88 310 ₽).

Ближе к народу

До поправок иск на перевозчика можно было подать только по месту регистрации авиакомпании. Это не всегда удобно: приходилось разбираться в законодательстве другой страны и платить дополнительные деньги за перелет на судебный процесс. С 27 мая иски можно отправить еще и по месту проживания пассажира.

Меньше контроля

До поправок перевозчик отвечал за пассажиров в «чистой зоне» после предполетного досмотра и до выхода с аэродрома. Теперь авиакомпании отвечают за пассажиров только на борту от момента посадки до высадки.

Цена жизни

До поправок был установлен минимальный порог компенсаций близким погибших в авиакатастрофах — 2 млн ₽. С 27 мая на установлен верхний лимит — 113 100 XDR (8,83 млн ₽).

Верхний порог понадобился, чтобы застраховать авиаперевозчиков от выплат выше лимита, в случаях, когда вред пассажиру причинили третьи лица, а не сотрудники и агенты авиакомпании. Например, когда крушение произошло из-за теракта или забастовки.

Изменился и принцип доказательства вины перевозчика. До поправок истец доказывал, что перевозчик что-то нарушил. Теперь перевозчик должен доказать, что вред причинили третьи лица или случился форс-мажор. Если он этого не докажет, то заплатит больше верхнего лимита в 113 100 XDR (8,83 млн ₽).

Кого касаются поправки

Только пассажиров международных рейсов, которые летят в страны-участницы конвенции. Это 127 государств: Россия, все страны Евросоюза, США, Новая Зеландия, Япония, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР.

Кого конвенция не касается

Правила международных перевозок Монреальской конвенции распространяются не на все рейсы. Россияне будут летать по правилам прежней редакции Воздушного кодекса РФ:

  • На внутренних рейсах;
  • На некоммерческих рейсах при выполнении обязанностей суверенного государства;
  • Когда рейс перевозит пассажиров, груз и багаж для военных властей.

Как быть в спорных случаях

Предположим, вы летите в Таиланд. Он не подписывал Монреальскую конвенцию и придерживается правил Варшавской от 1929 года. А Россия — участник Монреальской конвенции. По каким же правилам вы летите?

Все зависит от конечных пунктов вашего путешествия. Если это государства-участники конвенции, вы попадаете под действие Монреальской конвенции. Например, на рейс Москва-Патайа-Москва она распространяется, а на Патайа-Москва-Патайа — нет.

Подробная инструкция, как добиться компенсации — в нашем блоге. Спойлер — важно не опоздать со сроками.

Главное

Теперь, выбирая страну для отпуска, обращайте внимание, подписывала ли она Монреальскую конференцию. Вы можете получить большую компенсацию, если перевозчик задержит рейс или потеряет багаж.


Сохраните эту шпаргалку, чтобы помнить о своих правах на международных рейсах.
Сохраните эту шпаргалку, чтобы помнить о своих правах на международных рейсах.

Как бы ни менялись правила Воздушного кодекса, не упускайте выгоду. РосЕвроБанк возвращает 5% расходов на перелет. Для этого нужно подключить максимальный кэшбэк на категорию «Путешествия».