Найти тему
FirboNews.ru

Обанкроченная «ВИМ-Авиа» продолжает выплачивать долги по зарплате

Новостные ленты, казалось бы, забыли о «деле ВИМ-Авиа». Люди без зарплаты, без работы. Однако, отмечает инвестиционная компания Firbo Capital, процесс идет своим чередом. Но до решения всех проблем еще далеко.

         Если в двух словах, то авиакомпания ООО «ВИМ-Авиа», входившая в десятку отечественных лидеров по количеству перевозимых пассажиров на внутренних и международных рейсах, 25 сентября 2017 года объявила о прекращении выполнения полетов. Новость стала хоть и очередным шоком для и так потрясаемой санкциями России, но, как отмечают эксперты Firbo Capital Москва Firbo.ru, в отношении обанкротившегося авиаперевозчика событие стало нонсенсом. Не столько по факту банкротства, с начала 1990-х годов таких подобных авиакомпаний перестало существовать порядка десятка, и еще сейчас два новых банкрота на подходе, сколько по халатности и попустительству профильных контролирующих органов. В частности, в ходе расследования неожиданно выяснился вопиющий факт официальной регистрации штаб-квартиры «ВИМ-Авиа» в Татарстане, в селе Богатые Сабы, это в сотне километров от Казани, по адресу местного сарая, увешенного вывеской с эмблемой этой авиакомпании. Но то – дела не так давно минувших дней. Теперь значится новый юридический адрес, он уже в Москве и на википедии вполне презентабельный. Поменялось и руководство. Бывшие собственники авиаперевозчика в бегах за рубежом. Как они смогли ускользнуть, следствие ведется. Управляющий директор с главбухом находятся под следствием. С сентября 2017 г. в компании поменялось три директора. Изъявивший желание спасти компанию один российский бизнесмен, представивший свой план выхода из кризиса, так и не нашел понимания в Росавиации и Министерстве транспорта. Было множество других значимых событий. В сухом остатке Федеральная служба по труду и занятости только и успевает отчитываться о выплате задолженности бывшим и пока еще оставшимся сотрудникам авиационного банкрота. Так, свежая выплата денег проведена через ПАО «Банк Зенит» на сумму 70 млн. 988 тыс. 851 руб. Они предназначены для четырехсот с лишним сотрудников компании. Как заявлено в Роструде, дальнейшие выплаты предусматриваются.

Как заявлено нынешним и которым по счету директором «ВИМ-Авиа» Андреем Лайко, на погашение образовавшейся задолженности уже выплачено более 170 миллионов рублей. Кроме того, 17 мая проведено очередное совещание по проблематике их выплаты, на котором присутствовали Приволжский транспортный прокурор, нынешний директор с представителями самой компании, члены Госинспекции труда, СледКома, представители налоговых служб и судебные приставы.

Как отмечают эксперты Firbo Capital, по результатам жарких дискуссий с точки зрения «где взять деньги», пришли к пониманию необходимости организации рабочей группы, возглавлять которую доверено заместителю директора авиакомпании Дмитрию Богачеву.

Отмечается, что главной задачей группы является решение вопросов возмещения в адрес «ВИМ-Авиа» НДС, величина которой составляет 450 миллионов рублей.

Впрочем, любопытно не это, уверена Фирбо Капитал инвестиционная компания, а ежемесячно увеличивающийся долг по зарплате перед оставшимся коллективом отстраненной от полетов компании.

Динамика развития этого показателя следующая.

В ноябре 2017 года сумма задолженности по зарплате составляла 255 миллионов рублей.

27 декабря 2017 года Следственным комитетом России в рамках столичного межрегионального следственного управления на транспорте возбуждено уголовное дело по невыплате зарплаты. В документах отмечается достигшая с июля задолженность на уровне 443,5 миллионов рублей на 20 декабря и уже 490 миллионов на момент открытия уголовного дела.

Особый оттенок этому событию придала начавшаяся голодовка некоторыми сотрудниками проблемного авиаперевозчика прямо внутри здания Домодедово. Чуть ранее вопрос дошел до ГосДумы. Та, в свою очередь, напрягла Правительство, затребовав отчета о предпринимаемых действиях.

На начало 2018 года задолженность выросла до 541 миллиона рублей. Появилась идея начать выплачивать деньги коллективу компании за счет роялти ПАО «Аэрофлот», однако на тот момент вице-премьер Правительства по вопросам транспорта А.Дворкович забраковал подобную инициативу. «Есть другие варианты, по крайней мере, частичного погашения задолженности», — резюмировал он.

Именно тогда и возникла идея возмещения НДС и за счет этих денег выплачивать задолженность. Однако, отмечает инвестиционная компания Фирбо Капитал, такое предложение А.Дворковича не учитывало длительность юридического процесса и растущий долг по зарплате. Например, в январе она составила 630 миллионов рублей. Если ежемесячно она вырастает по 90 млн. руб., то на начало июня задолженность могла достигать свыше одного миллиарда. Но пока Роструду и компании удается периодически гасить эту все возрастающую величину.

Что же касается НДС, то А.Дворкович посчитал, что за счет возврата НДС на начало года можно выплатить 40 процентов задолженности. Но это, уверены эксперты ФИРБО Капитал, не учитывает ежемесячно накапливающихся рассрочек по выплате зарплаты трудящимся. А они, в свою очередь, приводят свои доводы. Когда Росавиация и Минтранс затребовали осенью 2017 года чуть ли не круглосуточно за полмесяца вывезти всех застрявших по аэропортам российских граждан, представители «ВИМ-Авиа работали, не покладая рук. Теперь же оплачивать их старания некому и якобы не за что.

28 февраля 2018 года Федеральной налоговой службой страны и ее филиалом в Татарстане подано исковое заявление в Арбитражный республиканский суд о банкротстве авиаперевозчика. Сумма иска оценена заявителями почти в 251 млн. руб. Оно явилось дополнением к иску от АО «Спектр-Авиа» по долгу «ВИМа» в 3,7 млн. рублей. На тот момент в адрес банкрота введено «судебное наблюдение».

16 апреля на должность директора нелетающей и застрявшей в долгах авиакомпании, а общий ее долг на момент прекращения полетов своим контрагентам достигал 11 миллиардов рублей, взошел Андрей Лайко. Известно, что зимой этого года он стал членом совета директоров дочернего для «ВИМа» ПАО «Аэропорт Братск».

25 апреля началось первое погашение задолженности. Роструд и авиакомпания выплатили 76,7 миллионов рублей.

6 мая Президентом России снято дисциплинарное взыскание с главы Минтранса М.Соколова. Как отмечает ФИРБО инвестиционная компания, такой шаг В.Путина следует рассматривать не как заслуги провинившегося, а как обычную практику смягчения наказаний перед уходом с поста того или иного руководителя. Так сказать, амнистия.

В этот же день выплачен следующий транш по задолженности в размере 76,77 млн. руб.

22 мая замглавой Росавиации О.Климом написано заявление об уходе. Эксперты напоминают, что в сентябре 2017 года он назывался в числе виновных в ситуации с «ВИМ-Авиа».

23 мая в очередной раз продлено задержание в виде домашнего ареста бывшему гендиректору авиакомпании А.Кочневу. Он «сидит» с 29 сентября и, теперь уже, до 28 августа.

28 мая пришло сообщение из «ВИМ-Авиа» об очередной выплате 170 миллионов рублей в счет задолженности по зарплате. И вот последняя новость о погашении почти 71 млн. руб.

Но все не слава Богу. На днях оставшиеся сотрудники авиакомпании начали беспокоиться о неожиданном отсутствии действующего директора и его зама с возможной проблемой выплаты оставшейся части задолженности по зарплате. Но вот, отмечают аналитики Фирбо капитал, пока процесс идет, не прекращаясь. А что насчет директора, так он найдется. Мало ли что произошло. Теперь уже бесследно не исчезнет.

Автор: Михаил Владимирович Пиров

Источник: firbonews.ru