Из общения со своими новыми друзьями я черпал информацию о лагерях.
Лагеря были разные - красные и черные. В нашем регионе красный был один - 9 ка.
По приезду в лагерь, мы должны были определиться по жизни. Те, кто пойдет на административные должности - автоматически красные, или вязаные - пособники администрации.
Те, кто отказывается от общественных работ - блатные. Как правило, их по приезду садили в изолятор, а затем выпускали в лагерь. Те, кто соглашается на это - мужики.
Принуждение к работам выглядело так: этапников заставляли брать тряпку в руки и мыть пол. Многие, конечно, не соглашались. Их садили в изолятор на 15 суток и выпускали в зону. Но было так не везде. В красных лагерях администрация и активисты заставляли это делать всеми способами. Но и в черных лагерях это не могло просто закончиться изолятором - многих били. По приезду в лагерь этапники находились на карантине - были изолированы от остальных сидельцев. Там находились от 3-х дней и до 2-х недель. Иногда это длилось больше. Так же, этапников в некоторых лагерях заставляли писать заявления о вступлении в СДП - секцию дисциплины и порядка, это уже было принуждение вступить в лагерный актив. Отказаться от хозяйственных работ человек мог, но это нарушало один из пунктов УИК - уголовно-исполнительного кодекса. Соответственно, заключенного наказывали по закону - обычно помещали в ШИЗО - штрафной изолятор.
В лагере контингент делился на 4 большие группы - отрицалово (блатные), мужики (работяги), красные (активисты), и обиженные (петухи и шкварные). Причем из более низшей касты в высшую невозможно было попасть. Многие псевдознатоки лагерной жизни травят байки на просторах интернета о, якобы, случаях, когда указом кого то из блатных кого то из петухов или шкварных переводят в мужики. Это невозможно. Петух никогда не станет мужиком, так же как и активист не станет блатным.
Разделение на красные и черные лагеря было весьма условным. По сути в черном лагере рулила шпана, а в красном - администрация. Но в таким местах, как правило, и те, и те имеют власть. Как сказал мне один человек, проведший в разных лагерях четверть века - красный лагерь, это тот, где не собирается общак и где никто не сидит в изоляторе - не страдает. Если общак собирается, то значит там есть людской ход, если сидят "под крышей", значит страдают - соответственно, в этом лагере есть люди.
В лагере ты мог выбрать любой из образов жизни, за него никто не имел права предъявить или спросить, спрашивали за поступки. Сдал кого то - спросили как с суки, украл что то у сидельцев - спросили как с крысы, проиграл в карты и не рассчитался - спросили как с фуфломета, по беспределу отнял что то у зеков - спросили как с лохмача.
Это и был весь багаж моих знаний о лагерях, с которым я готовился к этапу.