Найти тему
Случайности жизни

ОГЭ и волчий хвост: где логика и смысл?

У моей коллеги есть четырехлетняя дочь. Ребенок очень любит слушать сказки. Причем родители, в частности мама, старается подбирать ей сказки и рассказы советских авторов. С иносказаниями, метафорами и символизмами. К чему это я?

Сегодня дети сдавали очередной экзамен по информатике и физике. Мы, сопровождающие классные руководители, проводив детей в аудитории, неспешно проводили время за чашкой кофе и разговорами. Речь зашла о детской памяти. Что дети в старших классах могут иметь проблемы с учебой, в том числе из-за плохой памяти. Что ее нужно развивать с детства. Игры, чтение, стишки, песни – все это тренирует память, но, увы, большинству родителей некогда с детьми заниматься! А как результат – у ребенка проблемы с запоминанием.

Так вот, возвращаясь к девочке и коллеге. С ней родители занимаются не жалея ни сил ни времени. Буквально на днях ей впервые прочитали сказку про волка и лису. Там, где «ловись, рыбка, большая и маленькая» и «битый не битого везет». Помните? Нам читали, мы своим детям читали. Маму поразила реакция девочки на волка, засунувшего свой хвост в прорубь, чтобы рыбку поймать. Малышка была в шоке! Такого быть не может! Чтобы волк, нет, не так, Волк! пошел хвостом рыбу ловить? Как же можно хвостом рыбу ловить? Без удочки? Он же не безумный! И вообще он хищник.

Ребенок потребовал объяснения у мамы. Услышанное «это сказка, там все может быть», не удовлетворило ее любопытства, она дождалась прихода папы с работы, и принялась терзать его в поисках правды. Но в ответ опять услышала: «Ну, ведь это же сказка, дочь!»

Сдается мне, что этот смышленый ребенок рано или поздно поймет суть истории. Ну а мы посмеялись и отметили, что мы в детстве просто принимали сказки, какими они есть, не особо задумываясь, может такое быть или нет. Но поколение растет умнее нас, это определенно. Если бы еще с ними занимались побольше.

Вопросы задают и выпускники. Серьезные, требующие объяснения. Пока они сдают экзамены, их пытливые юношеские умы замечают некоторые странности, которые не могут объяснить сами. Спрашивают у меня и других учителей.

· Почему на построении перед каждым экзаменом, а затем и в аудиториях нам зачитывают одни и те же инструкции?

· Почему начало экзамена в 10:00, а нас заводят в кабинеты еще до 9:00. И мы просто сидим целый час? При этом нам нельзя ходить, разговаривать, вставать?

· Почему экзамены по русскому языку и математике сдают 3 часа 55 минут?

Милые мои ребятки! Как вам объяснить, что мы, взрослые люди, учителя, уважаемые для вас люди, имеющие в ваших глазах какой-никакой авторитет, ТУПО подчиняемся ТУПЫМ инструкциям, спускаемым сверху. Именно в тех бумажках другие взрослые люди прописали, как вы должны себя вести на экзамене, а чтоб вы запомнили, вам читают эти правила несколько раз.

А то, что вы сидите целый час… Ну простите меня, не могу я дать вам внятного ответа на ваш закономерный вопрос. Единственный разумный ответ, приходящий мне в голову: чтоб вам нервы помотать. Я понимаю, что ваше напряжение за это время подрастает. Ноги затекают, а спина устает. Вам хочется, как на переменках встать, походить, размяться, а вместо этого экзамен только! начинается. Впереди 3 часа 55 минут непрерывного сидения.

Почему именно столько времени? А это, чтобы вас не кормить, деточки. Если бы вы писали 4 часа, пришлось бы организовывать вам горячее питание. Уводить вас в другую комнату. А вдруг вы там все спишите? Да и денег лишних на бутерброды у школ нет. Да и вообще нет. А с собой тоже нельзя. А вдруг у вас в колбасе шпора?

Вот такие ответы. Правда? Правда! Вот и получается, что не всегда мы можем логически ответить на детские вопросы. А если отвечаем, то и себя и чиновников выставляем в роли невежд и неучей, потому как здравый смысл в большинстве указов категорически отсутствует. А мы, понимая это, выполняем их. То есть в наших умах и поступках также отсутствует здравый смысл. Мозг, одним словом.

Предполагаю, что, таким образом, капля за каплей и теряется авторитет взрослого человека в глазах ребенка. А когда он вырастет, какими глазами он будет смотреть на нас? Тот, который разочаровался в компетентности взрослого с юных лет? В нем не будет уважения к сединам старости, к былым заслугам и т. д. Потому что когда он рос, он видел, какими мы были на самом деле. И восторга в нем это не вызывало…