Поскольку недавний Всероссийский семинар информационных работников попал на страницы газеты в виде описания события, а не алгоритма действий, хочу поделиться некоторыми интересными темами из серии “брать и делать”. Полезны они, на мой взгляд, на многих структурных уровнях профсоюзов. Собственно, из самой идеи ясно, где и как ее можно использовать.
Материал по теме: см. "Солидарность" № 20, 2018
Начнем с того, что снова возникла и реализуется - и в первичках, и повыше - тема регулярной политинформации. То есть простого рассказа “глаза в глаза” о том, что сейчас профсоюзы считают важным, какова их позиция по главным темам дня. Этот формат востребован как в первичках, где его могут использовать все - от председателя профкома до профгрупоргов (зависит от величины предприятия), так и на уровне Дня профсоюзной информации - когда в район целенаправленно выезжает группа работников из регионального профцентра или комитета профсоюза, и на встречу собираются первички и координационные советы профсоюзов. Здесь два важных момента. Первый. Люди, которые едут рассказывать, “как правильно”, сами должны это четко знать. А значит - читать специализированную прессу и литературу. И уметь выступать. Второй. Аудиторию не нужно перегружать. Бить надоевших ораторов вряд ли будут. Но заснуть - могут.
Сейчас в профсоюзах проводят множество разных обучающих курсов. Но иногда ощущение такое, что учат, руководствуясь названием, а не содержанием, не считаясь с политикой организации в целом и связанными с этим интересами аудитории. Наверное, нужны методички по направлениям обучения, сертифицированные профсоюзными органами и вузами. Чтобы был единый подход к базовым профсоюзным интересам и ценностям.
По регионам “плавает” процент отчислений на информационную работу - от 7% до 0%. Понятно, что у всех разные финансовые возможности. Но процент - должен быть примерно одним. А его расходование должно, тоже примерно, регулироваться постатейно. Возможно, как ориентир надо брать минимальный стандарт информработы, который был разработан для членских организаций ФНПР в Год профинформации и находится на сайте в соответствующем разделе.
Многие не только по-разному учат информработе, но и награждают за нее (конкурсы постановки работы, конкурсы стендов и пр.). Понятно, что должно быть место творчеству. Но, например, в конкурсе стендов должны принимать участие только те стенды, на которых присутствует регулярно обновляемая информация из ФНПР, отраслевого профсоюза, регионального профцентра. А не те, которые красиво пишут только о своем любимом профкоме. Если уж у нас в стране есть профсоюзное движение - так оно должно отражаться на стендах широкомасштабно.
Необходимо анализировать кадры, которые работают с профсоюзной информацией. Там, где этим занимаются совместители или только профсоюзный лидер (говорю не о первичке), эффективность снижается.
В регионах и отраслях надо делать матрицу внутрипрофсоюзных информационных ресурсов, чтобы знать, куда отправлять и откуда брать. Причем это должно касаться не только традиционных инструментов типа газеты, сайта, но и адресов профсоюзных групп в соцсетях. Нужна база электронных адресов и контактов в соцсетях - от организаций до профактива и членов профсоюза.
Хватит создавать мертворожденные ресурсы, которые не вызывают интереса, не посещаются, не цитируются, не имеют какой-либо реакции аудитории. Необходима оценка качества создаваемого. Как раз по указанным критериям: посещаемость, цитируемость, реакция (выраженная в ответных лайках или комментариях). А если этого нет - либо менять содержание и подачу, либо продвигать профсоюзный ресурс методами, принятыми в коммерческой среде. (Другое дело, что эти методы нужно как минимум знать!)
Работа в соцсетях требует привлечения активистов. Но практика показывает, что даже за “плюшки” в виде небольшой оплаты - это сложно. Ребята из Оренбурга придумали “профсоюзный кешбэк”, когда активность в соцсетях в течение года и соответствующий рейтинг этой активности поощряется. И - “середняк пошел в колхоз”. Хотя одной из проблем участники заявили “неготовность молодого человека публично заявить о себе как о члене профсоюза”.
Отдельная и большая тема - участие профсоюзов и профсоюзных СМИ в грантовых программах на уровне региона. Впрочем, здесь в каждом регионе - разные условия конкурсов и разный “капитал”. Что не исключает профсоюзного участия.
Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"