Читал второ-каноническую книгу Маковеев и в ходе чтения дошел до места, от которого, все адвентисты, которые гордятся своим не употреблением свинины, должны быть в восторге.
В данном эпизоде истории, рассказывается как евреи отказавшиеся есть свинину были за это убиты, местными греческими властями.
Но так ли эта история проста, как может показаться на первый, поверхностный взгляд?
Если мы копнем глубже то узнаем, что история эта гораздо серьезней, чем вопрос чистой/не чистой пищи.
Итак, начнем по порядку. После захвата Иудеи войсками Александра Македонского, они стали частью его империи, но смогли получить расположение властей и имели ряд вольностей, в том числе свободу вероисповедания.
Но время шло и могущественная империя распалась на части, после смерти своего предводителя. В счедствии чего Иудея отходит под власть династии Селевкидов. И когда к власти в этой династии приходит Антиох Эпифан, его посещает мысль эллинизировать Иудею, как это делалось и в других регионах.
В связи с чем он вводит ряд законов ущемляющих иудеев. Но что бы полностью уничтожить их еврейское самосознание крепко связанное с религией и традициями, он захватывает Иерусалимский храм и запрещает в нем отправление иудейских обрядов. А в замен этого вносит туда статую Зевса и превращает его в храм посвященный Зевсу. С храмовой жертвами, включающими нечистых животных и храмовой проституцией, что ярко сопровождает языческие праздники.
И вот здесь, именно в таком контексте происходит история, записанная в 2 Маковеев 6-7 главах. В которых рассказывается сначала о авторитетном книжнике Елеазаре, который отказывается есть жертвенное свиное мясо в оскверненном храме за, что был зверски убит. И в следующей главе говориться о матери и ее семи сыновьях сыновьях, которые были замучены по аналогичному обвинению.
Так вот, если читать эту история не зная контекста то можно с радостью выпячивать тему свинины и сравнивать себя с этими мучениками, возносясь над грешниками, что кушают свинюшек.
Но если читать внимательно, вникая и анализирую ситуацию, в которой тогда оказались иудея, то становиться ясно, что верующим людям было тяжело, больно и горько оказаться в ситуации когда их веру попирали, а им запрещали все, в чем они воспитаны и чему наставлены с детства. Именно в этой ситуации проявились как истинно верующие иудеи так и предатели, которые с легкостью приняли греческий образ жизни включающий идолопоклонство.
Потому суть отнюдь не в свинине, она стала для них лишь "лакмусовой бумагой", которая вместе с субботой и другими иудейскими основами веры, отличала их от серой массы готовой прогнуться под греков. В то время как для искренно верующего иудея съесть свинины, в данной ситуации, было равнозначно отречению от Бога и всего того, что Он заповедовал им через Моисея.