Найти в Дзене

Зачем мы делаем селфи?

Практически у каждого человека есть профиль в Instagram, заполненный сотнями, а то и тысячами селфи — фотографий с собой любимым. «Себяшки» — относительно новое веяние. До недавней поры нам приходилось доверять свои фотоаппараты случайным прохожим, чтобы получить снимок собственной персоны. Теперь же в этом нет необходимости: селфи-палка спокойно помещается даже в модном клатче.

Селфи кажется людям наиболее быстрым и простым способом рассказать о своей жизни окружающим. Ученые говорят, что человечество стало зависимым от таких фото. Мы загружаем новый снимок с остроумным комментарием и судорожно тянемся к кнопке «Обновить страницу», чтобы увидеть, кто же поставил «лайк». Нам хочется получить одобрение от посетителей своей странички.

Фоторабота — Лео Кайяр www.leocaillard.com
Фоторабота — Лео Кайяр www.leocaillard.com

Несмотря на то, что селфи — довольно новое явление для нашего общества, мотив, который побуждает нас делать такие фотографии, уходит корнями в далекое прошлое.

Исповедь с помощью селфи

Зачем же появился такой вид фотографий? Лишь потому, что мы не хотим давать в руки незнакомцам дорогие гаджеты? Некоторые философы полагают, что любовь к фотографированию собственной персоны продиктована сильным желанием рассказать о себе и своих делах. Они говорят, что, делая селфи, мы исповедуемся.

Грехопадение — Корнелис ван Харлем, 1592
Грехопадение — Корнелис ван Харлем, 1592

Приверженцы этой теории утверждают, что человечество стало «исповедующимся обществом». И тенденция эта возникла много веков назад.

-4

Исповедь появилась в христианской религии в Средневековье: каждый человек обязан был сознаваться священнослужителю в своих греховных желаниях, действиях и мыслях. Это был ритуал, который спасал душу исповедующегося человека и очищал от всего плохого.

Блудный сын — Н. Лосев, 1882
Блудный сын — Н. Лосев, 1882

Священник выслушивал признания, но ничего не говорил (совсем как большая часть аудитории в социальных сетях). Причем во время исповеди не священнослужитель обвинял в чем-то человека, а сам исповедующийся признавал свою вину.

-6

Интересный факт: если поначалу признаваться в чем-то неблагопристойном было сложно, то со временем человек становился едва ли не зависимым от исповеди, ему нравилось говорить о себе перед молчаливым свидетелем. Снова заметна аналогия с Instagram: первые посты всегда даются тяжело, а затем мы не замечаем, как выкладываем уже семнадцатое селфи за один только день.

-7

Постепенно исповедь вышла за рамки церкви, а с появлением социальных сетей и вовсе стало модным рассказывать о себе, своих мечтах, планах и даже болезнях, провалах. Сегодня люди спокойно постят селфи с текстом о том, как они борются с недугом, были жертвами домашнего насилия, провалили собеседование и т.д.

-8

Плохо ли делать селфи? Философы не видят ничего страшного в том, что люди хвастаются своими достижениями или делятся своими бедами. Проблема в том, что мы считаем себя обязанными делать короткие доклады-признания обществу о своей жизни, дополняя рассказ селфи в туалете ночного клуба или на крыше высотки. Мы сделали посты-исповеди частью своей жизни и попали в зависимость от количества «лайков».

-9

С одной стороны, нам кажется, что сегодня мы получили больше свободы, чем наши предки из далекого Средневековья или даже наши родители. Мы можем открыто обсуждать секс, политику, наркотики и т.д. С другой стороны, это только мнимая свобода, на деле же человек сам себя запирает в клетке. Мы не считаем себя в праве говорить о чем-то, мы считаем, что обязаны говорить о чем-то, чтобы существовать в обществе и не отставать от окружающих.