Владимир Гришин: Объединение систем социального и обязательного медицинского страхования сэкономит ресурсы
На прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме говорили о реформе фондов социального страхования в России. До этого, на Гайдаровском форуме, Татьяна Голикова уже высказывала идею объединить все три фонда социального страхования. Что думают по этому поводу эксперты? Я получила комментарий Владимира Гришина, организатора и первого директора Фонда обязательного медицинского страхования в России.
— Исторически сложившаяся в различных странах классическая система социального страхования основывается на двух составляющих: социальной (компенсация потери заработка при нетрудоспособности — социальное страхование) и медицинской (оплата медицинских услуг при заболеваниях — медицинское страхование). Эти два вида страхования связаны между собой и представляют две части одного целого – заболевание неизбежно приводит и к потере трудоспособности, и необходимости затрат на медицинские услуги. Поэтому при страховой модели социального обеспечения эти два вида расходов традиционно объединяются в единой организационной структуре – некоммерческой больничной кассе, которая осуществляет учет застрахованных, сбор взносов на медико-социальное страхование работников и членов их семей, экономические расчеты (оплату всех видов затрат, включенных в страховой пакет) и контроль за расходованием средств и качеством предоставляемых услуг.
На протяжении всего периода развития социального страхования в России — начиная с 1992 года, когда создавались все социальные внебюджетные фонды (пенсионный, социальный, медицинский и занятости) и формировались правовые и нормативные документы, регламентирующие их деятельность – работа по данной проблеме, за исключением определения размера взносов на соответствующий вид социального страхования, не координировалась ни на уровне правительства, ни на уровне Минфина и Минэкономики, Минздрава и Минтруда. Достаточно сказать, что в настоящее время, несмотря на огромные затраты, каждый социальный фонд создает свою замкнутую информационную систему и самостоятельно ведет персонифицированный учет (тем не менее, до настоящего времени нет достоверного учета, в частности, самозанятых граждан). Отсутствует единая налогооблагаемая база, необходимая при расчетах и сборе страховых взносов. Все министерства до сих пор работали в этой сфере согласно своей компетенции самостоятельно и без учета зарубежного и исторического опыта (хотя многочисленные делегации непрерывно выезжали в различные страны на ознакомление, обучающие семинары и стажировки). Зарубежный опыт активно изучался на этапе становления социального страхования, но в последующем этот процесс (в частности, в здравоохранении) сошел на нет, поскольку для внедрения организационных и экономических новаций социального страхования или в целом здравоохранения в системе ОМС банально не было средств.
Следует также учесть позицию российских профсоюзов, как правопреемников союзного ВЦСПС. После получения в наследство имущественного комплекса (прежде всего) и финансовых ресурсов административные и иные органы профсоюзов России начали процесс фактической скрытой приватизации имущества и установления контроля над финансовыми потоками. Поэтому профсоюзные лидеры всех уровней долгое время не были заинтересованы в объединении двух систем социального страхования и сопротивлялись этому всеми доступными способами. Даже отраслевой профсоюз работников здравоохранения (следуя профсоюзной корпоративной дисциплине) не поддержал идею объединения систем/фондов медицинского (ОМС) и социального страхования, хотя это позволяло усилить потенциал объединенной системы социального страхования в оздоровлении работников и членов их семей. При этом председатель отраслевого профсоюза работников здравоохранения является постоянным членом Правления Федерального фонда ОМС.
В начале нынешнего столетия Фонд занятости был преобразован в службу занятости. Таким образом государство и работодатели сначала потратили средства на создание Федерального и территориальных фондов занятости (приобретение имущества, стройки и ремонты, материально-технические затраты, обучение персонала особенно за рубежом и прочее), а потом произвели существенные расходы на их ликвидацию и переформатирование в государственную службу занятости.
На всех этапах развития систем социального страхования в России (прежде всего медицинского и социального) основным противником идеи объединения систем страхования выступали страховщики. Это понятно — в случае создание объединенного фонда медико-социального страхования они становятся лишним звеном (тем более, что в России это частные структуры с сугубо коммерческими интересами, выполняющие посреднические функции). В случае ликвидации страховщиков их немногочисленные функции могут выполнять территориальные фонды ОМС (что и делается в случае банкротства или ухода страховой компании со страхового поля).
При создании системы медико-социального страхования не возникнет сложностей по реорганизации систем, объединения материально-технического потенциала двух фондов и управлению финансовыми потоками, а также ликвидации страховщиков.
Проводя такое объединение, государству предстоит решить три принципиальных вопроса:
Первое. Система обязательного медицинского страхования должна быть централизована по типу фондов пенсионного и социального страхования (и только после этого возможно быстрое и безболезненное объединение);
Второе. Управлять объединенным фондом должен государственный орган исполнительной власти — либо Минздрав, либо Минтруд. Не исключается вариант создания (возврата) объединенного министерства — Минздравсоцразвития.
Третье. Организация контроля за качеством медицинских и социальных услуг (эту функцию в настоящее время выполняют страховые компании — качество и формализм этой работы неоднократно обсуждались и критиковались). Следует сделать это комиссионно. Контролирующих органов и общественных организаций достаточно. Например, в контрольных проверках (экономических расчетов и качества медицинской помощи) и разборе конфликтных случаев могут участвовать представители: Минздрава (или Минздравсоциразвития), Росздравнадзора, Фонда медико-социального страхования, Национальной медицинской платы, Общества защиты прав пациентов, медицинского учреждения, где произошло некое событие, непосредственно врача/медицинского работника (с юридической защитой), допустившего ошибку или нанесшего вред пациенту, эксперты по различным направлениям (которые в настоящее время внесены в единый регистр и работают по заказу медицинских страховых компаний).
Целесообразность создания единой системы страхования здоровья граждан обусловлена рядом преимуществ:
— Медико-социальное страхование позволяет создать единую систему страхования здоровья граждан (работающих и членов их семей, иных неработающих граждан) и объединить в одно целое экономические интересы всех сторон – государства, работодателя, работника, неработающих граждан, больничной кассы (фонда медико-социального страхования), а также выстроить организационную цепочку от профилактики заболеваний и охраны труда до реабилитации и санаторно-курортного лечения.
— В короткие сроки возможно провести достоверный персонифицированный учет всех граждан страны (как известно в настоящее время, несмотря на деятельность трех фондов по персонифицированному учету «своего» контингента, статус нескольких миллионов граждан не определен; кроме того ФСС и ФОМС занимаются персонифицированным учет фактически одного и того же единого контингента — работающих граждан).
— Объединение фондов социального и обязательного медицинского страхования и их функций по учету граждан позволяет сократить затраты на эти цели и более того — позволит исключить эту функцию из функционала пенсионного фонда (как дублирующую).
— Объединение двух фондов позволит в кратчайшие сроки унифицировать налогооблагаемую базу при сборе взносов на медико-социальное страхование и определиться с администратором учета и сбора взносов (в настоящее время ПФР).
— Создаются предпосылки в целом упорядочить процессы информатизации двух систем и особенно затраты на эти цели (информационные базы данных, электронные полисы, медицинские карты и листы нетрудоспособности, закупка вычислительной техники, телекоммуникации, сервисное обслуживание и кадровая политика в этой сфере и прочее).
— В случае объединения двух фондов будет установлен единый порядок сбора взносов на медико-социальное страхование (отказ от регресса и льготных режимов при их уплате взносов для отдельных категорий граждан — что при страховании является нонсенсом), возможно установление участия работающего гражданина в экономических взаимоотношениях с страховой системой (например за счет отчислений 2 процентов от его заработка в фонд – от НДФЛ).
— Объединение фондов позволит провести анализ имущественного комплекса систем, ликвидации неэффективных расходов, материальных и технических излишков, сократить коммунальные и прочие расходы на их содержание.
— Будет упорядочена структура, штатное расписание и кадровый состав объединенной системы социального страхования (в том числе с сокращением излишнего персонала в связи с широким внедрением в социальной сфере информатизации и электронных носителей).
— Целесообразно провести анализ кредиторской и дебиторской задолженности, а также всех имеющихся контрактов двух систем и особенно эффективность их исполнения (например за последние 5 лет). Это следует сделать с привлечением Счетной палаты РФ и экспертов.
Создание классической системы медико-социального страхования (больничных касс) и переход к системе страхования здоровья граждан, в соответствии с базовыми принципами социального страхования и общепринятыми правилами построения данной модели страхования позволит исключить из финансово-проводящей цепочки частные коммерческие страховые медицинские организации. Это позволит получить ресурсные резервы для системы.
Кроме того, это непременно влечет за собой необходимость анализа и реформирования экономического механизма системы добровольного медицинского страхования и неизбежного сокращения неэффективных затрат на эти цели федерального и субъектовых бюджетов. Как известно в настоящее время ДМС просто дублирует обязательное медицинское страхование, что создает почву для непрозрачного и неэффективного расходования средств, выделяемых на медобеспечение граждан. Экономия средств будет достигнута за счет упорядочения всех контрагентов, взаимодействующих в настоящее время с фондами социального и обязательного медицинского страхования и страховыми компаниями.
Концентрация финансовых ресурсов двух систем в единой государственной системе социального страхования позволит не только управлять ресурсами системы страхования здоровья из одного организационного и методологического центра, но и в пределах единого бюджета обеспечить мобильное перераспределение (маневр) средств на неотложные нужды, например, при росте заболеваемости, необходимости реализации различных государственных и ведомственных программ.
Объединение систем социального и обязательного медицинского страхования позволит достичь и иных целевых эффектов, в частности — повышения организационной и финансовой управляемости объединенного фонда медико-социального страхования, обеспечения прозрачности, государственного и общественного контроля расходования всех видов ресурсов объединенной системы (в этом будут участвовать объединения работодателей, ассоциации пациентов и работников здравоохранения, профсоюзные объединения).
Экономия финансовых и материально-технических ресурсов при объединении двух фондов составит (оценочно) 12-15 процентов от общего объема средств.
Источник: Алла Астахова. Блог о здравоохранении
Facebook / Telegram / Twitter / VKontakte / Личное здоровье / Почитать / Подписаться на рассылку