Найти тему
kino-and-more

"Под песком" от мистификатора Озона

История о женщине, у которой внезапно исчез муж.

Сюжет развивается очень подробно и документально. Семейная пара за 50 едет на машине отдыхать. Она - стройная, подтянутая, интересная женщина. Бойкая, легкая, смешливая. Лицо выдает возраст, но в целом она очень моложава и энергична. Он - большой, обрюзгший, с животом, который ему тяжело носить. Может быть, когда-то он был красавцем, но сейчас ничего не осталось. В нем явно меньше энергии, чем в ней, он ходит медленней, он быстро устает. Они останавливаются в придорожном кафе, он пьет кофе, она ходит в туалет, потом они едут дальше, пока не приезжают в домик у моря, где и собираются провести отпуск.

Чувствуется, что женщина в этой паре главная. Не то что бы она давлеет, но она первая предлагает что-то сделать, первая куда-то устремляется, первая зовет мужа за собой. А он следует за ней, думая о чем-то своем. Они вместе 25 лет, их отношения автоматизированны. В них нет страсти, но есть тепло и привычка.

На следующее утро они идут на пляж, он мажет ей спину кремом, она утыкается носом в песок, а когда поднимает голову - его нет. Нигде. Он пропал. Что с ним стало? Он утонул? Сбежал? Покончил жизнь самоубийством? Или пал жертвой трагического случая? Ничего не известно, и ей с этим жить.

-2

Озон, конечно, знатный мистификатор. Кто смотрел "Бассейн", тот поймет. У него реальность перемешивается с фантазиями, иллюзиями, снами, и эти сны и иллюзии заходят в комнату без всякого предупреждения. Поэтому время от времени я смотрела "Под песком" почти как триллер, прищурив глаза. Потому что неизвестно, в какой момент в комнату зайдет муж, живой или мертвый, из ее фантазий или из реальности. Неспокойно, знаете ли.

Детективная составляющая держит в некотором напряжении, но на самом деле фильм не о том, ЧТО произошло, а о том, КАК с этим жить дальше? О том, какие защиты и блокировки устраивает психика, когда отказывается принять происходящее.

"Жизнь без любимого - солнце без тепла, птица без крыла"...

-3

А ведь она, героиня, красивая женщина, интересная, работает, преподает. И у нее довольно быстро появляется поклонник, который внешне точно не хуже мужа. Если со стороны смотреть. Со стороны.

В комментариях к этому фильму я неоднократно видела "фи" в отношении сексуальных сцен с "пенсионерами". Хотя там ничего порнографического, ничего неприятного. Видимо, молодых, оставляющих такие отзывы, возмущает и коробит сам факт того, что у людей за 50-60 может быть секс, и они еще смеют этот факт не скрывать. Сидели б уж в темноте за шторкой, не позорились. Любопытно, что Озон снял этот фильм в 32, а задумал и того раньше. И откуда он мог знать, что там бывает у пенсионеров?

Окончательно понимаешь, о чем это кино, и что все это значило, только в конце. В какой-то момент у меня сильно стучало сердце. Не знаю, можно ли это считать показателем того, что фильм действительно стоящий.

Это настоящий артхаус, то самое кино не для всех. Фильм был номинирован на все на свете, но не получил ничего. Шарлотта Рэмплинг необыкновенная женщина. А какое у нее молодое тело. И, насмотревшись на нее, можно перестать бояться набрякших век. В этом даже что-то есть.

Ещё любопытный фильм от Озона - "Двуличный любовник", в котором без мистификации также не обошлось.