Принято считать, что слип-стрим – это хорошо, а «грязный» воздух – плохо. Если вы находитесь в зоне слип-стрима, то это непременно прибавит вам скорости. Но если вы поймали «грязный» воздух, то последствия могут быть печальными, вплоть до полной потери управления. Так ли это на самом деле, и какие принципиальные отличия между двумя этими понятиями?
Когда перед болидом нет других машин, то он на своем пути встречается только со статичной невозмущенной массой воздуха. Этот воздух воздействует на аэродинамическое оперение болида, создавая значительную прижимную силу. Прижимная сила помогает быстро преодолевать повороты и в целом улучшает управляемость, но на прямом участке может существенно замедлять автомобиль из-за повышенного лобового сопротивления. Задача конструкторов – создать болид с идеальным балансом прижимной силы и скорости.
Ситуация меняется, если вы находитесь в потоке и следуете за другим болидом. В этом случае лидер берет на себя весь воздушный «удар» и оставляет за своим болидом турбулентный аэродинамический след – «воздушный мешок» – длиной до 100 метров.
Воздух в этом «мешке» более разряжен и уже не стоит на месте: значительная его часть отбросилась антикрыльями вверх и по сторонам, а другая часть стала двигаться в направлении движения машин. То есть преследующий лидера болид испытывает значительно меньшее сопротивление воздуха (около 25% от нормального).
И вот теперь надо задать главный вопрос: хорошо это или плохо?
На прямом участке трассы это, определенно, хорошо. За счет меньшего лобового сопротивления вы получаете значительную прибавку в скорости и можете обогнать лидера. Это и называется эффектом «слип-стрима». Однако даже тут надо понимать, что вся аэродинамика болида в зоне слип-стрима работает с меньшей эффективностью.
В полной степени влияние «грязного» воздуха пилоты ощущают в поворотах. Заднее антикрыло лидера откидывает воздух наверх, не создавая больших проблем для преследователя. Пилот просто должен понимать, что в повороте прижимная сила будет меньше обычной.
Переднее же крыло создает очень сложные турбулентные завихрения, которые не только снижают эффективность всей аэродинамики преследующей машины, но и дополнительно дестабилизируют ее. Именно такой эффект и принято называть «грязным» воздухом. Поворот еще больше усугубляет ситуацию и велики шансы просто «потерять» машину.
Таким образом, где есть явление слип-стрима, там обязательно будет и явление «грязного» воздуха. А вот задачей профессионального пилота и является умение правильно пользоваться первым и максимально успешно противостоять второму.
Спасибо за внимание.