Заезжал вчера в гости к своим старым учителям. Всегда интересно посетить людей которые однажды подарили вам самое ценное – знание, и не менее интересно побеседовать с ними о современных реалиях и сравнить их с тем чему нас когда то учили.
Валентина Федоровна пенсионерка, бывшая учительница истории размышляет о нашем современном обществе. Когда то давно она говорила нам, что рано или поздно человечество придет к тому, что будет производить товаров больше и соответственно эти товары и услуги будут доступны всем. И уж тогда то не будет бедных людей. Тогда в ноябре 1996 года, сидя в неотапливаемой школе маленького поселка я с восторгом слушал про такое общество благоденствия. Ведь если бы такие времена настали, то нам не пришлось бы покупать муку второго сорта с плесенью, а мама покупала бы лучшую муку высшего сорта, а семья моей соседки по парте наконец смогла бы купить всем своим детишкам теплые пуховики, потому как старые пальтишки уже сильно износились.
Помню, как после этого урока я еще долго фантазировал – заходишь в магазин, а там есть всё, и это все ты можешь приобрести. Вот где оно настоящее счастье! Ну что я могу сказать – сейчас в крупных магазинах действительно есть все. Стали ли мы от этого счастливее? Нет, далеко нет.
-Валентина Федоровна, это то самое общество про которое Вы говорили?
-Да что ты, конечно не то – грустно отвечает учительница, - нам всем казалось, что все будет по-другому, а вышло общество потребителей. Этот «дивный новый мир» практически уничтожил старое, традиционное потребление, когда люди покупали какие-либо товары потому, что они были им нужны, потому что они удовлетворяли их потребности. Он анализирует совершенно иное, «знаковое» потребление, когда товар покупают потому, что он моден, потому, что его рекламируют, потому, что он является новинкой. Таким образом, вещь лишается своего смысла, устаревая еще до того, как ее купят, потому что реклама тут же предложит новую, еще более модную вещь. Посмотри на моих внуков – ведь смысл их жизни купить что-то новое, а через месяц это «новое» уже устареет и даже обветшает.
Мне становится немного неловко, ведь в её речах я узнаю и себя. Ведь мы все погрязли в зависимости от рекламного потока и даже не задумываемся о том, что какой-то неизвестный, нерекламируемый товар может быть лучше самого распиаренного. Ведь даже в магазинах мы неосознанно выбираем то, что нам впаривают по телевизору.
-А ведь если сильно не вникать, то общество потребления кажется нам обществом изобилия и равенства. Хотя все как раз наоборот, ведь человек не пребывает в уверенности о своем будущем, он все время пребывает в гонке за новыми и новыми брендами и товарами и испытывает страх, что не успеет и не сможет приобрести очередной престижный яблофон или кросовки с заветными буковками. Мы гонимся за знаками. А тот который не в состоянии приобретать все новые знаки престижа, выбрасывается из круга отношений, где культивируется успех, как неудачник.
-Но ведь у нас в деревне все не так – пытаюсь возразить я, - ведь мы работаем сами на себя.
-Много ли у нас теперь осталось трудолюбия? -спокойно вопрошает старый учитель, - ведь многие и картошку сажают в пол огорода. Раньше скотину держали с десяток голов. А сейчас леняться, ведь надо пол лета на покосе провести, а зимой рано утром вставать и смотреть за хозяйством. Нет, что ни говори, но даже мы обленились, а точнее зажрались всей страной. Мы не хотим ничего производить, мы хотим потреблять. И если в один прекрасный день импортеры перекроют нам доставку, то половина страны сдохнет с голода. Вот это и есть наше общество.
Домой я возвращался наполненный многих мыслей. Моя старая учительница, как всегда права…