Мне очень хотелось ухватить то ускользающее, что отличает чеченца по образу жизни, по менталитету. Ведь из всех народов России у чеченцев, пожалуй, одна из самых долгих и необычных историй! Конечно, лучше всего для этого подходит история народа, но не из книжек, а рассказанная местным жителем лично: со всеми тысячами мелочей, оценок и субъективностей, которые никогда не встретишь ни в одном учебнике или монографии.
Трёхдневную поездку по Чечне я спланировал так: день на Грозный (праздник 4 ноября), по полдня на Аргун и Гудермес, а третий день от рассвета до заката провести вверху, в горах. Значит, за первые два дня внизу нужно было найти языка (зачёркнуто) проводника.
Запасся адресами экскурсионных/туристических агентств — и пошёл искать. Два первых гида, как мне показалось, не особенно владели собственной историей. А вот третий, Аюбхан, оказался профессиональным историком, да ещё и путешественником! Аюбхан - состоятельный человек, так что экскурсии проводит он больше как хобби, ради общения, в т.ч. с иностранцами. Как ни странно, иностранных туристов в Чечне много.
Наше знакомство с Аюбханом началось со следующих слов: «Каждую историю я буду рассказывать в двух вариантах: «как по учебнику» — и как она отложилась в народной памяти — и ты уж сам решай, во что верить. А если тебе покажется, что я много говорю (а я много говорю), а ты в это время хочешь в тишине подумать или посмотреть на горы, не стесняйся, останавливай меня!».
Ух ты, думаю, вот ты-то мне и нужен! И не прогадал: весь следующий день мы проговорили практически без остановки, все десять часов от рассвета до заката. А фоном к нашему разговору послужили невероятно красивые виды горной Чечни. Поехали!
Первое доказанное упоминание чеченцев (самоназвание — «нохчи») относится к «Армянской географии» седьмого века. А предки тех ребят, как считается, пришли на Кавказ из междуречья Тигра и Евфрата. Тут уже никаких источников нет, предположение основано на том, что на многих старых башнях и склепах по всей Чечне нарисованы петроглифы, сильно похожие на древние шумерские.
По религиозной памяти чеченцы считают себя прямыми потомками Ноя, и это зафиксировано даже в самоназвании: «нахи» или «нох-чи» — народ Ноя.
В семитских языках долгое время записывались только согласные, и сейчас уже никто не вспомнит, как правильно: Нух/Нох/Нах/Ной, Муса/Моисей, Иегова/Яхве. Лингвисты сошлись на том, что все варианты правильные — читайте по согласным.
При этом чеченцы считают, что ковчег Ноя пристал не к Арарату (отождествление горы Ноя с Араратом произошло только в XI веке), а к одной из вершин на границе современной Чечни и Дагестана.
У Ноя, если помните, было три сына. Первый, Сим, дал начало семитским народам (евреям, арабам). Второй, Хам, дал начало африканцам. А третий, Яфет, породил чеченцев, грузин, скифов, басков — и все остальные европейские народы. С этой точки зрения чеченцы относят себя к европейцам (и теперь вы понимаете, почему европейцы называют себя «caucasian»).
До 14 века чеченцы на мировой политической арене были практически неизвестны. Их знали как небольшой мирный народ, стороживший и собиравший дань на второстепенном участке Великого шелкового пути.
Ситуация резко изменилась в 1393 году в ходе Пятилетнего похода Тамерлана против Золотой Орды.
А дело было так: Тамерлан, понимая, что не сможет просто так забороть золотоордынцев, решил пройти по кавказским перевалам и зайти к Орде в тыл. Послал гонцов к грузинам и чеченцам, мол, пропустите мою 400-тысячную армию по своим перевалам, я вас не трону: "Караваны же там ходят, значит, и мои воины пройдут". Горцы посчитали, подумали. Насчитали, что если 400 тысяч человек с лошадьми и верблюдами пройдут по кавказским перевалам, они съедят всю траву, и там семь лет ничего не будет расти.
Тимур (читайте по согласным), вероятно, подумал что-то вроде "кого волнуют проблемы индейцев", и в ответ отправил договариваться два тумена (20 тысяч) своих воинов. Два тумена пропали, словно испарились... Офигев от такого поворота, Тамерлан решает пойти на Кавказ всеми своими силами. Но в узких ущельях его войско оказалось небоеспособным, грузино-чеченское ополчение разбило передовые отряды, и "повернули ... воины Тимура!".
На этом Тимур решил с горцами больше не воевать, а заключить союз. И, в принципе, многие традиции, памятники древности и архитектуры в горной Чечне как раз той эпохи — войны с Тамерланом. Он же принёс на Кавказ и ислам. Чеченцы вскоре перешли в новую веру, а грузины остались христианами.
А золотоордынцев потом Тамерлан разбил совместно с чеченцами на равнине, в долине Терека. И гнал их до самой Рязани, спасая тем самым Москву от завоевания Тохтамышем.
Одно из самых известных изобретений, родившееся совместными усилиями тимуридов и нахов, система чеченских сторожевых башен. Кто читал Терри Пратчета или смотрел фильм "Опочтарение", сразу узнает семафорные клик-башни. На равнине они строились из дерева (и не сохранились до наших дней), а в горах - каменные. И характерная архитектура этих башен стала одним из чеченских символов.
С каждой башни было видно минимум две других, а целая система башен опоясывала всю нахскую территорию. Таким образом, на передачу вестей с одного конца страны в другой уходило не более часа — и это в 14 веке!
И интересный пример административного развития чеченцев и тимуровцев: вся система сторожевых башен (а их больше сотни) была спроектирована и построена всего лишь за один год!
К сожалению, оригинальных башен практически не осталось. Часть из них была уничтожена во время Великой отечественной, а оставшиеся в первую и вторую чеченскую войны. Взрывали башни наши же войска из опасения: уж очень удобная боевая точка для снайперов.
Примерно в те же века начала складываться система тейпов — важное понятие в мировоззрении чеченцев.
Во многих источниках встречается выражение "родовое село тейпа такого-то". Из-за чего многие думают, что тейп — это род в бытовом смысле, т.е. группа родственников. Это не так, тейп — что-то среднее между сообществом и сословием.
Название одних тейпов пошло от географических объектов — сёл или вершин. Например, тейп Харачой из села Харачой. Или Центорой. Или Беной — один из крупнейших тейпов (беноевцев всего около 360 тыс. человек, какая уж тут семья).
Другой распространенный вариант происхождения названия тейпа — от профессии или сословия. Например, известный тейп Ялхой. Чем ребята занимались — понятно из дословного перевода: "шесть стражников" (вспомните сторожевые башни).
Один из первых вопросов, который я задал своему проводнику, был про то, как узнать чеченца. "Аюбхан, — говорю, — не по одной же бороде судить! Так у нас в Москве половина хипстеров чеченцами засчитается. Не могу понять: одни темные, другие рыжие, третьи голубоглазые...
Идёшь по Грозному, навстречу харюшка вологодская, а тоже говорит, чеченец!".
— А это история про тейпы и есть. В Чечне есть традиции и ценности, общие для всего народа. Но у каждого тейпа есть и свои законы. Знаешь, что у многих народов есть правило вступать в брак только с представителями своего народа. "Замуж только за татарина". В некоторых тейпах есть такое же правило. А еще у нас сильны традиции гостеприимства. Правило "трёх дней" (или 72 часов) говорит нам в течение этого срока кормить и ублажать любого гостя. Но если через три дня ты не уйдешь, задержишься, я начну давать тебе задания. Небольшие, но рук всегда не хватает, сам понимаешь. Дальше будет больше. И если ты не лоботряс, можешь заниматься чем угодно, конечно, не мешая другим. Увидев, что ты нормальный человек, приносишь пользу тейпу, тебе помогут с жильём. Приглянешься местной девушке (именно в такой формулировке!) - препятствий чинить не будут. А дальше - всё в твоих руках...
У этой традиции есть очень серьезные причины. Горы, на самом деле, могут прокормить не очень большое количество людей. Например, в селе Хой, где мы остановимся пообедать, был запрет на проживание более чем двухсот семей или 1500 человек. И каким бы хорошим человеком ты ни был, если ты 1501й - тебя попросят уйти. Соответственно, если в другом селении, где сейчас нет такого ограничения, или на равнине тебя не примут, ты просто, ну, умрешь с голоду. Поэтому традиции гостеприимства так сильны там, где человек просто так не выживет: в горах, в пустынях, на севере.
В общем, гость есть гость во всех тейпах. Но не во всех тейпах помогали осесть не чеченцам. А в других, наоборот, никто не смотрел на цвет твоей кожи или волос, был бы человек хороший.
Но. Если ты сделал что-нибудь плохое, если ты совершил серьезное преступление - тебя не убьют, нет, тебя просто выгонят из тейпа. А в другой не примут. Поэтому в Чечне почти нет преступности, ты можешь спокойно гулять даже по ночному Грозному.
А куда деваются такие выгнанные люди, негодяи и отморозки? Да, правильно: уезжают в Грузию, в Дагестан, в Россию...
У озера совершенно невероятная история происхождения: большой метеорит врезался в одну из вершин - и снёс её начисто, завалив ущелье. Получившаяся запруда вскоре наполнилась водой. По недавним измерениям в озере глубина до 140 метров. В Кезеной-Ам водится огромная форель, которую некому ловить: чеченцы не рыбаки.
До распада Союза на озере тренировалась наша сборная по гребле. После войны дорога была облагорожена и в 2015-16 годах на берегу озера было построено несколько санаториев.
А в 2017 году на озере впервые прошли соревнования по парусному спорту, самые высокогорные в мире! Тут я, любитель шкотов и фалов, аж загорелся: на яхтах? В Чечне? Вау, а яхтклуб открыть на озере никто не думал?..
Вообще, надо сказать, что тейп - это не что-то застывшее навеки. Тейпы постоянно образуются новые, объединяются, разделяются, исчезают. Приграничные тейпы довольно быстро вбирают в себя соседей. Например, Варандой - известный горный тейп русского происхождения. Его основу составили те самые рязанские и вологодские ребята, бежавшие по разным причинам из царской России. Да, русские чеченцы - это нормально. Туркхой - турецкий тейп. Гуной - тейп богатых родственных связей с казаками с Терека.
Неудивительно, что за долгие годы у разных тейпов сложилась определенная репутация. Например беноевцев традиционно вышучивают за "деревенскую хитроватость" - и при этом восхищаются их бесстрашием и верностью слову. Из беноевцев род Кадыровых, союзников России в чеченской войне. Также беноевцы считаются прогрессивными политиками, горская чеченская демократия - из заслуга (рабства в Чечне, в общем, не было).
Харачоевцы считаются самыми умными чеченцами, тейп ученых. Правда, тут же их обвиняют, что слишком любят поговорить - да еще и погромче :)
Центороевцы считаются самыми вспыльчивыми, но и самыми энергичными. А, вот, чартоевцы никогда и ни с кем не воевали, всё больше мирили и торговали. И вас уже вряд ли удивит тот факт, что у этого тейпа еврейские корни...
Конечно, современные чеченцы не считают тейпы чем-то архаичным и не нужным, напротив, очень удобной в бытовом плане и объединяющей нацию системой!
Тейпы - самоуправляемые сообщества. Возглавляет тейп совет старейшин и наиболее уважаемых людей. Никакая из этих должностей не передаётся по наследству - и никогда тейп не управляется одним человеком (в истории был лишь один такой пример - и то только в чрезвычайной ситуации - имам Шамиль).
Тейпы, которых всего около полутора сотен, по такому же принципу коллективного управления объединяются в девять тукхумов. Таким образом, Чечня уже почти тысячу лет - де-факто парламентская республика, та самая "горская демократия".
Не мудрено, что система тейпов - настоящий повод для гордости нохчи.
Возвращаемся к летописи. Дальше, в начале 18го века, начинается полуторавековая история покорения Кавказа Россией. Забегая вперёд, в середину 19го века, можно сказать, что итоги для Империи были даже хуже, чем для Тамерлана. Силы группы войск на Кавказе превосходили горцев количеством почти в пять раз - и во столько же раз больше были потери.
Долгое время государство бессмысленно посылало на убой равнинных казаков и солдат из крестьян в ущелья и горы - совершенно без всякой тактики и стратегии. С понятным результатом. Сложившееся за почти сто лет равновесие нарушил генерал Ермолов - крайне жестокими и бесчестными методами.
Например, история основания крепости Грозный (1818 г.)
После изнурительных двухлетних боёв старейшины тейпа, жившего на территории нынешнего города, решили заключить перемирие с Ермоловым. Ермолов подписывает перемирие - и приглашает чеченцев на большой праздник по этому поводу (мужчин; женщины, понятно, остаются дома). Еда оказывается отравленной, женщин, детей и стариков вырезают - и из тейпа остаётся в живых всего несколько человек, которые были в это время в гостях или где ещё. Зная осёдлый характер тейпов, Ермолов закладывает на месте праздника крепость, мол, в ближайшее время сюда точно никто не сунется.
Дальше вы наверняка слышали про тактику "выжженной земли". Если посмотрите на фотографии современной равнинной части Чечни, Дагестана, Ингушетии, увидите голую степь - и редкие посадки деревьев вдоль дорог. А до 18го века всё предкавказье было в лесах, что Сибирь. Именно Ермолов придумал планомерно вырубать и выжигать леса вместе со всеми обитателями. На осуществление плана ушло почти пятьдесят лет, и где они теперь - леса предкавказья...
И Ермолов, в общем, не сильно отличался от современников. По ходу своих путешествий я слышал подобные истории буквально везде: от ненцев, от хантов, от эвенков, от казахов, от татар, от калмыков, якутов, чукчей... Детские образы из учебника истории о том, как героически прирастала земля государства Российского, разбились о десятки грязных историй - не выдуманных, подробно задокументированных. Создалось впечатление, что без интриг и предательства не обошлось ни одно присоединение, начиная с Великого Княжества Литовского (будете в Минске - сходите в Исторический музей с экскурсоводом, там недорого, а другой взгляд на историю бесценен). Без этого прошло только присоединение Коми (непонятно, почему) и Новой Земли (потому что там никто не жил).
Конечно, нацменьшинствами дело не ограничивалось, государственная машина не менее жестоко работала и против своих же (две крестьянские войны, восстания и предательства Пугачёва и Разина). В общем, сумасшествие красных с белыми не на пустом месте возникло.
Надо сказать, Россия в этом не уникальна. Похожие истории есть в истории всех великих держав. И индейцы в Америке, и покорение Африки европейцами. Повесть "Сердце тьмы" Конрада, пожалуй, самая откровенная и известная история про это.
Следующий остановочный пункт нашей поездки - село Хой, родовое для моего проводника Аюбхана. Село выросло неподалёку от крепости Алдам-Гези вскоре после её постройки в 14м веке. Оно, как и крепость, почти со всех сторон окружено горами и ущельями - и так просто его не возьмёшь.
Террасы вокруг села - искусственные, для земледелия. Выращивали только самое необходимое и то, что даёт максимум урожая с минимума площади. Зерно и прочие злаки привозили с равнины. Именно про это село я писал выше, что население его ограничивалось 200 семьями. Из этого фото становится хорошо понятно, почему.
Село Хой было населено до 23 февраля 1944 года - депортации чеченцев в Казахстан. Потом, в 1957 году, когда чеченцам разрешили вернуться в Чечню, повторно заселить горные сёла им не дали. В итоге, сейчас все чеченцы, когда-то горный народ, живут на равнине и в низинах ущелий (в отличие от дагестанцев, кабардинцев и других народов, живущих и в горах).
А дома были разрушены уже позже, во время первой и второй войны.
После распада СССР село Хой вновь стало обитаемо. Недавно сюда переехало пять или шесть семей из тейпа, со стариками (стоит ли рассказывать, насколько полезен горный воздух!)
Построили несколько домиков, гостиницу, столовую для туристов. Облагораживают и понемногу восстанавливают крепость и село. Весь тейп помогает им по мере сил.
В Хое пообедали вкуснейшей шурпой. Идёт третий час дня, короткое зимнее солнце всё ниже. Поворачиваем в сторону Дагестана, чтобы подвезти до села водителя сломавшегося грузовика (двигатель закипел).
- Аюбхан, поехали дальше в горы, красиво-то как!
- Красиво. А тебе на работу завтра не надо?
- Да надо :(
- Тогда возвращаемся, попробуем успеть ещё на башню до заката.
А ты приезжай на майские праздники с друзьями, с родителями. У нас в это время всё зелёное - и солнце ещё не такое жгучее. Будем днём по округе путешествовать, а по вечерам на источниках в Серноводске отдыхать...
Отпусти, красота! Отпусти на время, к тебе я точно вернусь, скорей бы весна!
(ноябрь 2017)
Прошлая часть про Грозный.