Найти тему
Тёмный историк

Рецензия на фильм 2004 года «Бункер». Агония Третьего Рейха.

Большинство фильмов о Второй мировой войне, как правило, показывают ее сущность через призму взглядов победителей. Мы видим ад высадки в Нормандии глазами американских десантников, ужасаемся жестокости карательных отрядов на советских землях в фильме «Иди и смотри», наблюдаем эпичные картины баталий в эпопее «Освобождение». Но порой встречаются фильмы, которые рассказывают нам о зловещем Третьем Рейхе. Как правило, такие экземпляры появляются на свет редко. Сегодня я расскажу о своих впечатлениях, возникших после просмотра кино под названием «Бункер», где показан процесс агонии тоталитарного немецкого государства.

Источник фотографии: https://waltergutjahr.wordpress.com
Источник фотографии: https://waltergutjahr.wordpress.com

Берлин, апрель 1945 года. Красная армия постепенно сжимает кольцо вокруг рейхсканцелярии, но сюжет картины сконцентрирован не на уличных боях, а на немецких государственных и военных деятелях. Это кино показывает последние дни и часы существования государства, что развязало Вторую Мировую войну. Особое внимание уделено в картине личности Адольфа Гитлера, роль которого блистательно исполнил лицедей из Швейцарии Бруно Ганц. Его фюрер — это сходящий с ума, оторванный от реальности лидер нации, который то смиряется с неизбежной гибелью, то отдает безумные приказы военачальникам, то строит какие-то фантастические прожекты. Гитлера предают многие доверенные лица, бегут, как крысы с тонущего корабля договариваться с союзниками о почетной капитуляции или же попросту спасают свои шкуры. Впрочем, немало народа продолжает бороться за своего обожаемого вождя, с упоением выполняя все его, порой безумные приказы. Продолжают гибнуть люди от рук эсэсовцев, продолжают сражаться на улицах разрушенного Берлина старики и дети, продолжают бороться и матерые солдаты, хотя у них уже давно нет никакой надежды на позитивный исход губительного противостояния. У Адольфа налицо явная неврастения и раздвоение личности, равно как и стремление переложить свои собственные ошибки на плечи иных людей: как на отдельных военачальников, так и на весь немецкий народ. Мол, вы сами мне доверились, значит, обязаны разделить мою судьбу. Гитлер Ганца очень близок к реальному поведению одного из наиболее ненавидимых политических деятелей за всю историю человечества.

Источник фотографии: https://politizm.ru
Источник фотографии: https://politizm.ru

Впрочем, не Гитлером единым. В картине представлен целый пласт высокопоставленных и не очень немецких деятелей. Это и чета Геббельсов, и архитектор, по совместительству близкий друг фюрера Альберт Шпеер, и любовница вождя германской нации Ева Браун, и последний из руководителей обороны Берлина, военачальник Геймут Вейдлинг. Одни идут за своим руководителем до конца, разделяя его самоубийство и обрекая на гибель собственных детей, иные же стремятся лишь выполнить свой долг. Атмосфера пира во время чумы передана мастерски, кажется, будто сходит с ума не только Гитлер, но и весомая часть его окружения. Веселье и танцы под бомбежками и артиллерийским обстрелом являются апогеем этого безумия. Вскользь нам показывают и судьбы обыкновенных граждан Германии: искалеченных психически подростков, уставших от многолетней войны солдат, разочарованных в нацистском правительстве инвалидов. Показана трагедия немецкого генералитета, чьи действия в том числе и привели Германию к такому исходу. Несмотря на тот факт, что фильм про нацистов, авторы не стремились обелить деятелей этого движения, хотя попытки обосновать одиозные действия лидеров Рейха безусловно, заметны.

Источник фотографии: http://static.megashara.com
Источник фотографии: http://static.megashara.com

Конечно, детальную картину событий тех лет восстановить вообще очень сложно. И все же, данный фильм достаточно близок к документальному, не в плане масштаба боевых действий или статистических данных, но в плане психологическом, личностном. Это и неудивительно, ведь кино основано на материалах, взятых из воспоминаний участников тех событий. Центральными стали мемуары Траудль Юнге, которая была секретарем Гитлера с 1942 года. Что интересно, многие улицы якобы Берлина на самом деле снимались в нашем Санкт-Петербурге. Ну и конечно, сам фильм во многом стал легендой интернета, благодаря одной-единственной сцене, где Гитлер узнает от своих военачальников, что положение безнадежно и начинает психовать, упоминая при этом даже Сталина и его репрессии, называя всех своих полководцев предателями а потом смиряясь с неизбежным поражением. Эта сцена стала основой для монтирования бездонной кучи роликов, где Адольф реагирует на какое-либо резонансное событие, будь то выход нового эпизода Звездных войн или проблемы с беженцами в современной Европе.

Источник фотографии: https://lingualand.by
Источник фотографии: https://lingualand.by

Данный фильм рекомендуется мной к просмотру, если вам интересна история заката бесчеловечного режима, что забрал с собой десятки миллионов жизней. Даже если вам откровенно ненавистны упоминания о Третьем Рейхе, попробуйте пересилить себя и стать зрителем процесса гибели элиты потерпевшей поражение Германии. Ведь это кино может похвастаться сильным актерским составом, высоким уровнем достоверности, проработкой деталей и оригинальным сюжетом, что, безусловно, имеет под собой реальную основу... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.