Большинство фильмов о Второй мировой войне, как правило, показывают ее сущность через призму взглядов победителей. Мы видим ад высадки в Нормандии глазами американских десантников, ужасаемся жестокости карательных отрядов на советских землях в фильме «Иди и смотри», наблюдаем эпичные картины баталий в эпопее «Освобождение». Но порой встречаются фильмы, которые рассказывают нам о зловещем Третьем Рейхе. Как правило, такие экземпляры появляются на свет редко. Сегодня я расскажу о своих впечатлениях, возникших после просмотра кино под названием «Бункер», где показан процесс агонии тоталитарного немецкого государства.
Берлин, апрель 1945 года. Красная армия постепенно сжимает кольцо вокруг рейхсканцелярии, но сюжет картины сконцентрирован не на уличных боях, а на немецких государственных и военных деятелях. Это кино показывает последние дни и часы существования государства, что развязало Вторую Мировую войну. Особое внимание уделено в картине личности Адольфа Гитлера, роль которого блистательно исполнил лицедей из Швейцарии Бруно Ганц. Его фюрер — это сходящий с ума, оторванный от реальности лидер нации, который то смиряется с неизбежной гибелью, то отдает безумные приказы военачальникам, то строит какие-то фантастические прожекты. Гитлера предают многие доверенные лица, бегут, как крысы с тонущего корабля договариваться с союзниками о почетной капитуляции или же попросту спасают свои шкуры. Впрочем, немало народа продолжает бороться за своего обожаемого вождя, с упоением выполняя все его, порой безумные приказы. Продолжают гибнуть люди от рук эсэсовцев, продолжают сражаться на улицах разрушенного Берлина старики и дети, продолжают бороться и матерые солдаты, хотя у них уже давно нет никакой надежды на позитивный исход губительного противостояния. У Адольфа налицо явная неврастения и раздвоение личности, равно как и стремление переложить свои собственные ошибки на плечи иных людей: как на отдельных военачальников, так и на весь немецкий народ. Мол, вы сами мне доверились, значит, обязаны разделить мою судьбу. Гитлер Ганца очень близок к реальному поведению одного из наиболее ненавидимых политических деятелей за всю историю человечества.
Впрочем, не Гитлером единым. В картине представлен целый пласт высокопоставленных и не очень немецких деятелей. Это и чета Геббельсов, и архитектор, по совместительству близкий друг фюрера Альберт Шпеер, и любовница вождя германской нации Ева Браун, и последний из руководителей обороны Берлина, военачальник Геймут Вейдлинг. Одни идут за своим руководителем до конца, разделяя его самоубийство и обрекая на гибель собственных детей, иные же стремятся лишь выполнить свой долг. Атмосфера пира во время чумы передана мастерски, кажется, будто сходит с ума не только Гитлер, но и весомая часть его окружения. Веселье и танцы под бомбежками и артиллерийским обстрелом являются апогеем этого безумия. Вскользь нам показывают и судьбы обыкновенных граждан Германии: искалеченных психически подростков, уставших от многолетней войны солдат, разочарованных в нацистском правительстве инвалидов. Показана трагедия немецкого генералитета, чьи действия в том числе и привели Германию к такому исходу. Несмотря на тот факт, что фильм про нацистов, авторы не стремились обелить деятелей этого движения, хотя попытки обосновать одиозные действия лидеров Рейха безусловно, заметны.
Конечно, детальную картину событий тех лет восстановить вообще очень сложно. И все же, данный фильм достаточно близок к документальному, не в плане масштаба боевых действий или статистических данных, но в плане психологическом, личностном. Это и неудивительно, ведь кино основано на материалах, взятых из воспоминаний участников тех событий. Центральными стали мемуары Траудль Юнге, которая была секретарем Гитлера с 1942 года. Что интересно, многие улицы якобы Берлина на самом деле снимались в нашем Санкт-Петербурге. Ну и конечно, сам фильм во многом стал легендой интернета, благодаря одной-единственной сцене, где Гитлер узнает от своих военачальников, что положение безнадежно и начинает психовать, упоминая при этом даже Сталина и его репрессии, называя всех своих полководцев предателями а потом смиряясь с неизбежным поражением. Эта сцена стала основой для монтирования бездонной кучи роликов, где Адольф реагирует на какое-либо резонансное событие, будь то выход нового эпизода Звездных войн или проблемы с беженцами в современной Европе.
Данный фильм рекомендуется мной к просмотру, если вам интересна история заката бесчеловечного режима, что забрал с собой десятки миллионов жизней. Даже если вам откровенно ненавистны упоминания о Третьем Рейхе, попробуйте пересилить себя и стать зрителем процесса гибели элиты потерпевшей поражение Германии. Ведь это кино может похвастаться сильным актерским составом, высоким уровнем достоверности, проработкой деталей и оригинальным сюжетом, что, безусловно, имеет под собой реальную основу... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.