29 мая более 8 000 кофейней Starbucks в США закрыли свои двери для тренинга против расовой предвзятости. По заявлению компании, «это не решение, это первый шаг», поскольку они стремятся восстановить свою поврежденную репутацию.
А что собственно произошло?
12 апреля сотрудники кафе Starbucks в Филадельфии вызвали полицию из-за двух афроамериканцев, которые сидели в заведении, ничего не заказав. Менеджер, как сообщалось, потребовал от афроамериканцев покинуть кафе после того, как один из них попросил разрешения воспользоваться туалетом, предназначенным только для покупателей. Афроамериканцы уходить отказались, и сотрудники Starbucks вызвали полицию.
29 мая в 11 часов утра - за три часа до закрытия магазина - 14 сотрудников уже проходили четырехчасовое обучение в зарезервированной зоне оживленного кофешопа. Каждому сотруднику был предоставлен фирменный буклет Starbucks под названием «My notebook», и они смотрели специальные видеоролики на планшетах.
На одной из страниц блокнотов был заголовок «Что делает меня мной,а вас вами?» Другой подобный заголовок просил сотрудников подумать о том, где они «ощущают чувство принадлежности?». После просмотра видеороликов сотрудники проводили обсуждения в небольших группах.
Видео, выпущенное Starbucks еще до вторника, демонстрирует арест Rashon Nelson и Donte Robinson. «Это не тот, кем мы стремимся быть», - говорит голос за кадром, когда эти кадры воспроизводятся.
На видео была показана брошюра, в которой каждый магазин Starbucks будет работать со своими сотрудниками. Работники будут смотреть документальный фильмом «You’re Welcome», режиссера Стэнли Нельсона, изучающим опыт чернокожих людей в общественных местах.
Starbucks заявил, что ее работникам будет предложено рассмотреть влияние расовой дискриминации на общественные места «от движения за гражданские права до сегодняшнего дня».
Исполнительный вице-президент Starbucks по розничной торговле США Россанн Уильямс сказала, что обучение «не является решением, это первый шаг». Уильямс сказала, что полная учебная программа будет доступна для общественности «после 29 мая», хотя Starbucks не сказал точно, когда и где она будет опубликована. И вот ее еще так и нет, хотя лично мне очень интересно на нее взглянуть.
Ряд активистов и экспертов по гражданским правам тоже внесли свой вклад в обучение Starbucks. Хезер Макги, президент Demos, эксперт по равным правам, внесла свой вклад, как и бывший генеральный прокурор США Эрик Холдер и представители фонда правовой защиты и образования NAACP.
В апреле Макги сказала Guardian, что тренировка во вторник будет служить «действительно как введение» в расовую предвзятость. Она сказала, что она и другие были заинтересованы в том, что в дополнение к обучению Starbucks также изучит правила и рекомендации, которые предоставляются его сотрудникам.
«Очень важно, чтобы мы воспользовались этой возможностью, чтобы пройти настолько глубоко, насколько возможно», - сказала Макги.
«Чтобы проанализировать политику и процедуры, иметь более долгосрочное взаимодействие с руководством Starbucks об этих проблемах на более глубоком уровне».
В связи с этим, я хочу рассказать в общих чертах о том, какие существуют способы улучшения межгрупповых отношений:
Известный способ улучшения межгрупповых отношений - это организация контакта между членами разных сообществ. Такой контакт может принимать форму прямого, опосредованного или воображаемого общения. Основное препятствие для такого контакта - ощущение межгрупповой тревоги, которую вызывают негативные ожидания от будущего общения. Для уменьшения этой тревоги используются программы по изменению стереотипов и предрассудков.
Прямой контакт - это личное общение между членами разных сообществ. В этом случае участники видят друг друга, могут задать партнеру вопросы и получить ответы, обсудить проблемы и выполнить совместное задание.
Основные механизмы этого контакта: рост осведомленности об аутгруппе (группе, к которой я не принадлежу. Например, если я "мужчина", то "женщины" для меня - аутгруппа), уменьшение межгрупповой угрозы и увлечение эмпатии по отношению к ней.
Опосредованный контакт - это общение через посредника. Он возникает, когда человек знаком с членом своей группы, который, в свою очередь, знаком с представителем аутгруппы. В этом случае человек не вступает в личное общение с членом другого сообщества, но знает о нем от знакомого или наблюдает за их общением со стороны.
Основные механизмы этого контакта: уменьшение межгрупповой угрозы, а также изменение предтавления о нормах ин- и аутгруппы.
Воображаемый контакт - это общение, которое происходит в голове участников. В этом случае человек представляет себе общение с членом аутгруппы. Сюжет этого общения он черпает из доступных материалов: описаний, данных в ходе эксперимента, рассказов других людей, художественных фильмов.
Основные механизмы этого контакта - уменьшение мужгрупповой угрозы, рост доверия к членам аутгруппы и формирование скрипта поведения по отношению к ним.
Контакт между членами разных групп изменяет системы социальных категорий участников. Контакт между членами разных групп оказывает наиболее позитивное влияние, если его участники воспринимают себя как членов одной общей группы или одновременно как членов своего частного и одного единого сообщества.
На основе гипотезы контакта создаются психологические программы, участники которых обмениваются знаниями или выполняют работу. Эти программы позволяют улучшить межгрупповые отношения. Однако эффективность таких программ зависит от оценок, представлений и норм, которые передаются в семье, школе и СМИ.
Следует понимать, что расовая дискриминация по основаниям "черный-белый" крайне актуальна для США, и почти никак не актуальна для России. Поэтому такие тренинги, которые Starbucks провел в США 29 мая не сработают в России.
Автор:
Влад Кривощеков