Ведущая программы «Сегодня вечером» на Первом канале Юлия Меньшова успевает сниматься в кино и сериалах, играть в антрепризных спектаклях, заниматься семьей и бытом и знает толк в социальных сетях.
«Хейтеров блокирую»
— Ваши подписчики в Инстаграме любят обсуждать программу «Сегодня вечером». Когда вы ненадолго исчезали из эфира, соцсети взорвались требованиями: «Вернуть Меньшову!» У вас активная группа поддержки. Чем вам интересно интернет-общение?
— Лет десять назад, когда я впервые оказалась в Фейсбуке, соцсети казались мне невероятным шансом на прямую обратную связь. Сегодня я уже далека от этих иллюзий. Настоящий круг общения все-таки не может исчисляться сотнями тысяч. И прямая связь тут довольно часто своеобразная.
— Много необъективной критики. Обижаетесь? Блокируете обидчиков?
— Хейтеров я блокирую, критику без оскорблений читаю; людей, которые заряжены позитивом, люблю как в жизни, так и в соцсетях. И мне нравится делиться с ними настроением. Ведь Инстаграм — это самый «легкий жанр» среди всех соцсетей. Картинка и подпись. Без глубоких мыслей. По-моему, за эту легкость он и завоевал столь широкую популярность. Это такая… фиксация момента и возможность подзарядиться настроением. Узнать актуальные бытовые новости. И хотя полноценно в Инсте я не общаюсь, изредка отсюда можно вынести и неожиданное знакомство с интересным человеком. Неблизкое, но на короткой ноге, по какой-нибудь общей теме. Иногда я отвечаю на комменты. Иногда в директ (личные сообщения в Инстаграме. — Ред.) мне пишут какие-то потрясающе трогательные и небанальные сообщения-благодарности за ту или иную мою работу, и я всегда отвечаю этим подписчикам с неменьшей благодарностью. Но в целом я не очень располагаю временем на постоянный контакт с подписчиками. Я и веду-то свою страницу не вполне регулярно.
— Чьи странички в Инстаграме вам интересны?
— Мне любопытны люди моей профессии, с которыми я знакома или не знакома, — так слежу за новостями. Периодически я натыкаюсь на новые аккаунты вообще неизвестных мне людей, и если что-то цепляет, подписываюсь. Обнаружила именно в Инстаграме множество интересных фотографов. С любопытством смотрю их страницы. С одной девушкой даже хочу поработать вместе.
— У вас тоже много интересных кадров — вы учились фотографировать профессионально?
— Спасибо за комплимент. Нет, нигде не училась. Но мне кажется, что наличие хороших камер в телефонах постепенно развивает этот навык у многих. Я, например, абсолютно потрясена аккаунтом [актрисы] Оксаны Фандеры: @veriga10. Вот уж кто умеет видеть мир в неожиданном ракурсе. У нее есть абсолютно фантастические кадры.
— Молодежь погружена в социальные сети, YouTube. На примере ваших детей какие плюсы вы увидели в этом? Боролись с этой зависимостью?
— Зависимости особенной я не наблюдаю. Взрослые и дети одинаково погружены в соцсети. Это просто некий новый способ существования и общения, в полной мере уже вошедший в нашу жизнь. А YouTube и для меня является одним из основных источников получения информации. Меня абсолютно подкупает возможность найти там почти все по теме, которая мне любопытна в тот или иной момент жизни. Плюсы тут очевидны: мгновенный свободный доступ к информации. И плотное общение в своей социальной и возрастной группе.
— И никаких минусов?
— Когда-то были опасения, что виртуальные связи подменят реальные. Но по факту они не подтвердились. Молодые люди и подростки успешно совмещают и тот и другой вид общения. Скажу больше, я вот даже с мамой своей стала гораздо больше общаться благодаря мессенджерам. Не всегда у нас обеих есть время на долгий телефонный разговор или возможность заехать друг к другу в гости. Но мы с ней всегда в активной ежедневной переписке. И это прямо здорово. Возвращение эпистолярного жанра на новом витке. Остается опасность просмотра продукции, несоответствующей возрасту. Это решается отчасти фильтрами, но в наибольшей степени — уровнем доверия между родителями и детьми. Если виртуал не подменяет общения в семье, то, мне кажется, вполне можно обо всем договориться. И про соцсети также стоит четко объяснить некие правила безопасности. То есть все упирается в то, чтобы ребенок понимал мир вокруг себя, в котором, увы, живут не только розовые единороги, но и вполне себе злобные драконы. И при этом доверял родителям, их опыту и был с ними достаточно откровенен.
«Дети практически не смотрят ТВ»
— Вы говорили, что, именно став телеведущей, избавились от ярлыка «дочь Меньшова и Алентовой». Родители признали ваш телевизионный успех сразу после того, как вы стали вести «Я сама»? Или пришлось подождать, пока вы не получили ТЭФИ как лучшая ведущая ток-шоу?
— Нет, моим родителям не требовались никакие «знаки отличия», отлитые в бронзе, чтобы признать успех дела, которым я занималась. Как, впрочем, и зрителям. Успех у проекта был молниеносным, с первых же выпусков. А долгое присутствие программы в эфире (7 лет!) его только подтверждало.
— Тематика вашего сегодняшнего телепроекта «Сегодня вечером» близка вашей семье? Смотрят? Обсуждаете?
— Смотрят изредка. Иногда обсуждаем. Но не подробно. Каждый член нашей семьи настолько увлечен собственными достойными делами, что моя работа на телевидении не является приоритетной темой для разговоров внутри семьи.
— Интерес зрителей к программе «Сегодня вечером» объясняют ностальгией телезрителей по советским фильмам, эстраде, героям. Это сейчас беспроигрышная тема?
— Пожалуй, да. Надо признать, что телевизионная «ядерная аудитория» сегодня — это женщины от 50 лет и выше. Ностальгия по прошлому с возрастом свойственна нам всем, а женщинам особенно. Поэтому темы о временах, «когда деревья были большими», в абсолютном приоритете. Кроме того, нельзя не констатировать, что новейшие времена почти не вырастили персон, пользующихся столь безусловной народной любовью. И дело не в самих персонах как раз, а во временах. Почти не было материала, в котором можно было по-настоящему запомниться зрителям. Будем надеяться, что сегодняшний кинематограф и эстрада наконец снова нащупают связь со зрителем и появится новая плеяда народных зрительских любимцев.
— Молодежь у телеэкрана сложно застать. Ваши дети смотрят ТВ?
— Нет, мои дети, как и все поколение от 30 и ниже, практически не смотрят ТВ. Единственный телеканал, который пытается взаимодействовать с этим поколением, это ТНТ. У них это неплохо получается. И моя дочь изредка смотрит там проект «Танцы». Но в целом их мир — это YouTube.
— Повышенное внимание зрителей вызвала премьера «Возвращения в Простоквашино». Было много критики. Чем эта работа вам интересна? Понравилась новая история?
— Ну это же детство (улыбается). Такая вот неожиданная возможность воссоединиться с ним, но на другом витке, в другой ипостаси. Этим интересно. Новые серии мне понравились. Мне кажется, что с большим уважением была сохранена и основная форма старого мультика, хоть и добавлено что-то новое. Но атмосферно новая серия абсолютно оттуда, из нашего детства. В этом мультике есть добро, и не резкая такая современная ирония, а нежная. Ностальгическая. Мне это очень симпатично. И я очень сожалею о недавних шумных претензиях со стороны Эдуарда Успенского — тем паче, что к актерам они не имеют ни малейшего отношения. Не говоря о том, что мы работаем за крайне небольшие гонорары и именно из соображений любви к нашему детству. Но будем надеяться, что «Союзмультфильм» спокойно разрешит все споры с адвокатами Эдуарда Успенского.
«Папин план удался»
— Ваш сын учится в Школе-студии МХАТ. Андрей доволен выбором актерской профессии?
— Андрей доволен. Ему очень нравится учиться, и в своей учебе он успешен. Но сказать, что выбор профессии уже случился, пока нельзя. Его всегда интересовала режиссура. И кажется, он не оставил эту мысль. Возможно, после окончания он продолжит обучение еще и на режиссерских курсах.
— Какие действия предпринимали ваши родители, чтобы дочь не выросла избалованной?
— Мой папа был весьма озабочен этим вопросом. Они с мамой стали популярны, когда им было около 40. Прецедентов известности до этого в семье никогда не было, и опасений, что я могу как-то неправильно распорядиться родительской славой, у него было с избытком. Папа с огромной неприязнью относился к социальной группе, называемой золотой молодежью, и его самым большим ужасом была мысль, что я могу к ней хоть когда-нибудь примкнуть. Поэтому он довольно часто вел со мной разговоры о том, что нет ничего более унизительного, чем кичиться в обществе успехом своих родителей, подчеркивая, что мне еще только предстоит доказать миру свою состоятельность. Кроме того, он хотел, чтобы я узнавала жизнь как можно шире — не только через чтение книг и посещение музеев, поэтому с моих 12 лет он три года подряд отправлял меня под Астрахань к своей родной сестре-учительнице. И там я вместе со всеми школьниками (там это было абсолютной обязаловкой) работала по месяцу на прополке помидоров в колхозе. Жизнь в бараках, общая столовая с алюминиевыми мисками, выезд в поле на грузовиках, работа в 45-градусную жару, зато вечером — танцы. Собственно, именно так я и начала зарабатывать свои первые деньги.
— Родительский план удался?
— Это было очень мудрое отцовское решение. Поездки под Астрахань в самом деле очень расширили горизонты моего представления о жизни. Я ощутимо поняла разницу: Москва и страна. И это было важное понимание. Не всегда исключительно комплиментарное, но в хорошем смысле дававшее знание о сермяжной правде. И уважение к труду там возникло огромное. Именно физическому труду, тяжкому. Которого все городские люди не знают или избегают. Но помидоры-то, например, есть все любят. И поэтому кто-то должен их посадить, прополоть и собрать. И общение в той среде было для меня очень важным. Формирующим, что ли. Условно говоря, не только юмор, но и идеологию мема из интернета, где фотография шахтеров, выходящих вечером из забоя, подписана: «Расскажи им, как ты устал на репетиции», я в полной мере поняла уже в подростковом возрасте. И золотая молодежь вызывала у меня глубокое неуважение. Так что папин воспитательный план удался.
— У ваших детей была трудотерапия?
— В наше время таких колхозов с возможностью привлечения школьников, к сожалению, нет. Потому вся трудотерапия сведена к бытовым обязанностям. Но в нашем доме отсутствует сама категория некой особенности наших профессий, дающая нам хоть какие-то привилегии относительно других людей. Популярность не может быть причиной эксклюзивного отношения. Это не более чем работа в медиапространстве. Имеющая побочный эффект — узнаваемость. Мне кажется, что этим духом проникнуты в полной мере и наши дети, я никогда не замечала в них желания кинуть козырь: мол, знаешь, кто мои родители? Наоборот, они это не афишируют.
— Баловали детей дорогими вещами, игрушками, исполняя их желания?
— Пока они росли, мы осознанно никогда не шли на поводу всех их желаний. Любой избыток, даже в игрушках или одежде, рождает девальвацию радости от их получения. Я считала и считаю неправильным покупать слишком дорогие вещи детям и тем самым вырывать их из среды их общения. Я считала правильным искать не элитную школу, а хорошую, но в нашем районе. Чтобы дети не ездили долгой дорогой с шофером и были изолированы в замкнутом кругу, а обрастали собственными друзьями во дворе и школе. Я никогда не давала им в руки деньги просто так. Они всегда были неким поощрением. И никогда это не были большие суммы.
Кроме того, мы, конечно, говорили о том, что каждому из них предстоит состояться самостоятельно, абсолютно независимо от нас. Мы будем рядом, мы поддержим, если будет нужна помощь, но фишка в том, что гораздо интереснее жить, сознавая собственный вклад в свою успешность.
— Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи?
— Бытовые обязанности, пожалуй, лежат в наибольшей мере на мне и на моей помощнице по хозяйству. Впрочем, я вполне могу привлечь всех домашних, если есть такая необходимость.
— Любимая домашняя обязанность?
— Пожалуй, уборка. Я люблю раскладывать вещи по местам, придумывать оптимальную логистику и наводить красоту. Это почти медитация. Руки делают свое дело, а в голове в это время спокойно текут мысли. Поэтому я люблю убираться, когда никого нет дома.
— Вы делаете красивые броши. Как этому научились? Сколько уже брошей в вашей коллекции?
— В моей личной коллекции брошей мало. Штуки три. Потому что все, что я делаю, раздариваю. Увидела, как моя стилист по одежде Маруся Бузенкова делает брошки на фетре, и загорелась идеей. Причем она делает брошки совсем другого типа — маленькие, изящные, тотально расшитые бисером. А я стала придумывать свой дизайн. Вообще дизайн в любом виде — это абсолютно моя страсть. И, вероятно, то, что дарит мне вкус жизни. Я обожаю делать ремонт, например. Несмотря на то что его самая длинная, строительная фаза невероятно утомительна. Зато момент декора — это чистый восторг. И, судя по всему, у меня есть некоторые врожденные способности к этому, поскольку некоторые мои идеи по недавно прошедшему ремонту в квартире завораживали дизайнера, с которой мы сотрудничали. Я только спрашивала ее иногда: «Это не слишком революционно?» Но она подтверждала каждый раз, что даже то, что сначала казалось ей неожиданным, в итоге оказывалось абсолютно гармоничным.
«Больше всего мы любим путешествовать»
— В этом году будет 21 год, как вы вышли замуж. Как вы с Игорем любили проводить выходные 20 лет назад и каков идеальный выходной сейчас?
— Мы любили играть на бильярде. Так, собственно, мы и познакомились, по сути. Но сегодня мы не находим в Москве приятных мест для этой игры. Чтобы это не был бильярдный клуб, а просто кафе или ресторан, где были бы и столы. Причем американского бильярда. Поскольку русский бильярд требует силы удара, и тут я пас. А муж-то умеет в любой, и очень неплохо. Мы любим, как и любили раньше, ходить в кино. В театр. Но больше всего мы любим путешествовать всей семьей. Это очень особенная радость, которая выдается также особенно редко, поскольку графики нашей работы и учебы детей с большим трудом совмещаются. Но летом стараемся. И это прямо счастье.
— Есть у вас с мужем свои семейные традиции? Или продолжаете традиции старших поколений?
— В семье моих родителей, как и в нашей семье, главенствует юмор. Мы почти никогда не разговариваем друг с другом серьезно, предпочитая ироничный, легкий тон. И эту традицию в полной мере продолжают и наши дети. И это мне очень нравится. Бывают редкие моменты в жизни, когда следует юмор и иронию отставить в сторону. Но в целом, как говорил барон Мюнхгаузен в замечательной картине Марка Захарова: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Мы много и часто шутим по поводу нашего кота Тиши, который абсолютно особенный член нашей семьи. Он обособленно и гордо сосуществует с нами, чем тоже предоставляет нам массу поводов для юмора. Мы внимательны к событиям жизни каждого из нас, но стараемся жить без давления, у каждого есть пространство собственной свободы, и уж точно нет никаких нависающих традиций, угнетающих выбор кого-либо из нас. Мы вместе, потому что нам вместе хорошо. А не потому что мы должны. И вообще дом — это место, куда хочется возвращаться, потому что там хорошо!
Текст подготовила: Инна Федотова для Teleprogramma.pro