Найти тему
Междуречье

Как предсказания влияли на медицину древних?

В древней Месопотамии предсказатели были важными людьми, и зачастую влияли на политику и экономику. Здесь стоит сказать, что среднестатистический житель Месопотамии не был религиозен, но вот в силу пророчеств верили все. И ни одно событие не происходило без предшествующего предсказания.

Примеров великое множество. Например, пол будущего ребенка и тяжесть родов определялись по родимым пятнам беременной матери. А перед военным походом жрецы проводили сложный ритуал окропления быка водой, и по его поведению предрекали исход битвы. Часто, судьба целых городов предсказывалась по рождению уродливого ребенка, и при этом социальный статус его родителя вовсе не был важен.

Помимо прочего, предсказателя вызывали вместе с врачом на дом больному, и именно предсказание влияло на тактику лечения. Жрец осматривал больного: его физическое состояние и симптомы, а затем говорил свой вердикт врачу. И этот вердикт обычно был краток, чтобы избежать иносказаний, а потому приговоры звучали в духе: «умрет», «поправится», «не восстановится».

Предсказатели обязаны были фиксировать каждое пророчество письменно, чтобы избежать злоупотребления высоким положением заклинателя. Так, при болезни человека предсказатели фиксировали его симптомы и предыдущие заболевания, по сути, формируя документальную «историю болезни». Потом, там же они выносили свой вердикт, а так же предположение о том, каким божеством или демоном был вызван этот недуг.

Все это влияло на лечение больного. Так, в «Эпосе о Гильгамеше», когда боги наслали болезнь на Энкиду, даже не упоминается о том, чтобы его пытался кто-то излечить, а шумеры были очень педантичны в таких подробностях.

Однако, подобные случаи были единичны. Даже самое плохое предсказание обычно вовсе не означало, что человек действительно умрет. В самой психологии шумеров предсказание вовсе не значило неизбежное событие в будущем, а скорее предупреждение. Так пророчество о смерти больного означало лишь то, что врачу стоит поменять стратегию лечения. Сам жрец не давал никаких советов по поводу лечения, и никак не комментировал решений врача.

Таким образом, именно врач решал стоит или не стоит опираться на предсказание. Табличка же с «историей болезни» и предсказанием отправлялась в храм, где и хранилась, как документальное подтверждение «диагноза». Сейчас археологи находят множество подобных табличек, но к сожалению дальнейшая судьба больных людей зачастую неизвестна.